|
Роспотребнадзор предлагает распространить действие закона о защите прав потребителей на финансовый рынок. Страховые компании и банки будут обязаны раскрывать все детали договоров. А клиенты получат право требовать компенсаций, в том числе за моральный вред. Финансисты надеются, что законотворчество не станет «поиском врагов народа» и ждут появления «подводных камней».
На сайте Минэкономразвития (МЭР) опубликован законопроект, распространяющий действие закона о защите прав потребителей на финансовый рынок. Поправки к закону разрабатывал Роспотребнадзор. Через месяц будет собрана специальная комиссия, которая решит вопрос о дальнейших перспективах законопроекта с учетом замечаний, сказали в ведомстве. Для расширения сферы применения закона, который сейчас не регулирует отношения финансовых компаний с клиентами, в документ вводится термин «финансовая услуга». Это «услуга, оказываемая банком, страховщиком, а также услуга, в рамках которой деньги выступают не только в качестве платежного средства». Основное положение закона о защите прав потребителей - качество товара должно соответствовать описанию. Сейчас документ регулирует отношения поставщиков товаров и услуг с покупателями, в том числе предусматривает выплаты компенсаций за причинение доказанного в суде имущественного и морального вреда. Продавцы несут административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, в зависимости от характера нарушений. Он не применяется в финансовой сфере. В громких процессах по факту ввода пайщиков или вкладчиков в заблуждение обычно принимает участие антимонопольная служба. Факт ввода в заблуждение признается нарушением закона о конкуренции. Такая схема применялась, в частности, в отношении «Юниаструм банка». Пайщики одного из связаных с банком фондов обнаружили, что вместо акций зарубежных компаний, описанных в инвестиционной декларации, на клиентские деньги скупались векселя аффилированной с банком фирмы. Законопроект Роспотребнадзора обязывает финансистов раскрывать сведения о предоставляемой услуге в документарной форме и подтверждать подписью потребителя. Оказание дополнительных услуг без письменного согласия потребителя, в соответствии с документом, недопустимо. Клиент вправе отказаться от них, а если они уже оплачены, - потребовать возврата денег. Если требования потребителя не удовлетворены в досудебном порядке и подтверждены в суде, то с банка или страховой компании клиент получит дополнительный штраф в размере 50% от суммы компенсации, присужденной судом. Документ регулирует и право уступки требования по договору с потребителем: первоначальные обязательства не могут переходить к другой компании с существенным изменением объема и условий. Защищать права потребители должны в судах общей юрисдикции, считает Роспотребнадзор. Требование о признании недействительным условий договора, ущемляющего права потребителя, может быть предъявлено в суд в течение трех лет с момента заключения договора, о недействительности ничтожного условия договора - в течение одного года, а о применении последствий недействительности - в течение трех лет с даты заключения договора. О необходимости распространения норм закона о правах потребителей на финансовый рынок в начале марта 2010 года, заявила заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева. «В сферу действия закона включаются сюда услуги, предоставляемые страховыми и кредитными организациями, - говорит адвокат юридической Компании "Юков, Хренов и Партнеры" Алина Топорнина, добавляя, что "это важно с учетом числа споров, связанных с ненадлежащим исполнением страховыми компаниями, принятых на себя обязательств". Решению расширить сферу применения закона рад председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин: "Без этого документа заемщик не сможет на равных противостоять финансовым организациям и будет по-прежнему проигрывать в судах". Эксперт сетует на фрагментарность документа. "Нужно существенно расширить требования к банкам и страховщикам о раскрытии полной информации по предоставляемым услугам", резюмировал он. Важно понять, кто будет осуществлять контроль над инициативой Роспотребнадзора, осторожен вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев. Совладелец банка "Возрождение" Дмитрий Орлов согласен: "Все должно быть прозрачно и чисто. Человек должен знать, во сколько обойдется ему кредит. Не должно быть хитростей в договорах, которые обманывают потенциальных заемщиков. Но если он взял и не платит, тогда не о какой защите речи быть не должно. В итоге это будет удар по банкам", говорит он, добавляя, что "банки - не враги народа". Не предоставляю какие подводные камни нас ожидают, но судя по всему сложности будут возникать, признает заместитель генерального директора "Ресо-Гарантии" Игорь Иванов. "Страхователи очень прилично защищены в сравнении с потребителями, приобретающими товары и услуги в силу того, что наш рынок жестко контролирует профильный регулятор. И санкции, которые применяются к страховым компаниям намного более жесткие, чем к другим компаниям", уверяет он.
Автор: Глеб Климентьев
| |