|
При прочтении документа подспудно закрадывается мысль, что писали его либо очень веселые, либо очень недалекие ученые
Министерство образования и науки Украины в понедельник, 31 октября, утвердило Основные ориентиры воспитания учеников 1-11-х классов общеобразовательных учебных заведений. Разработаны они Институтом проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины. Документ, насчитывающий 92 страницы, должен содействовать «целостной модели воспитательной системы на базе гражданских и общечеловеческих ценностей».
В пояснительной записке к ориентирам авторы документа с неким пафосом заявляют: «современному воспитанию должна быть в полной мере свойственна упредительная роль в демократическом процессе построения государства, оно должно стать средством развития духовной культуры, остановки социальной деградации, стимулом пробуждения высоких моральных качеств - совести, патриотизма, человечности, чувства гражданского и собственного достоинства».
Причем основную нагрузку по воспитанию детей и в школьное, и во внеурочное время государство решило возложить на хрупкие плечи классных руководителей. При этом учитель должен владеть высокими моральными качествами, основательными знаниями, педагогическими технологиями, способностью получать новые знания. Но о том, чтобы повысить педагогам доплаты за классное руководство, Минобразования пока не заикается, тогда как сегодня эта доплата составляет всего 20% от ставки.
Между тем, следуя документу, программы воспитания для каждого отдельного класса должны создаваться с учетом индивидуально-педагогических возможностей классных руководителей, родителей, а также исходя из уровня физического, социального, психического и духовного развития учеников. Однако первое, что бросается в глаза после прочтения документа - желание МОН создать максимально четкую инструкцию для педагогов, попутно опровергая собственный тезис о том, что «процесс воспитания кроме научного подхода состоит из творческих актов, принципами которых является ощущение воспитателем конкретной жизненной ситуации, его такт.
Чтобы воспитателю было легче ориентироваться в своих "творческих актах", МОН прилагает к документу список тем для воспитательной деятельности, перечень объектов для проведения природоведческих экскурсий и даже список всяческих музеев и памятных мест, рекомендованных к посещению ученической молодежью. При этом в ориентирах черным по белому написано, что в учебно-воспитательном процессе главное - не освоение определенного количества знаний, а воспитание личности с учетом ее уникальной природы. Похоже на то, что уникальная природа украинских школьников должна лелеяться исключительно в сертифицированных Министерством образования теплицах. Недаром в "Основных ориентирах" подробно прописано содержание воспитательной деятельности с перечнем воспитательных достижений и тем для воспитательной работы для каждого года обучения.
При прочтении документа подспудно закрадывается мысль, что писали его либо очень веселые, либо очень недалекие ученые. Так, к примеру, в подразделе "Ценностное отношение к труду" среди воспитательных достижений учеников 8-9 классов соседствуют "умение проектировать индивидуальную образовательную траекторию" и "знание о культуре труда в традициях украинского народа". А вот в подразделе "Ценностное отношение к культуре и искусству" отмечено, что в учениках старшей школы нужно формировать "способность к активной превращательной деятельности с внесением элементов красоты во все сферы жизни человека". Попробовать понять, что именно имели в виду авторы программы под этой косноязычной фразой, можно по списку предложенных педагогам воспитательных тем.
К примеру, в 10 классе рекомендуются, среди прочего, тема "Стінна газета - естетичний осередок школи", "Так ніхто ще не кохав і не признавався" и "Діловий етикет. Одяг і зовнішній вигляд ділової людини". Но, пожалуй, самая интересная рубрика ориентиров - раздел "Ценностное отношение личности к обществу и государству". Из него, к примеру, педагоги должны узнать, что основным воспитательным достижением в средней школе должны стать "осознание единения собственной судьбы с судьбой Родины". Для этого шестиклассникам предлагают обсудить тему казацкого КВН, а восьмиклассникам - "Моя Україна, демократична і вільна, я з нею пов´язую долю свою". И таких шаблонных тем вроде "Я - українець!" или "Україно! Ти - моя молитва!" в документе большинство.
Отдельно стоит отметить удивительное косноязычие утвержденного Министерством текста. Чего стоит фраза, которую "Комментарии" так и не смогли перевести на русский: "у процесі привласнення особистістю вироблених людством морально-духовних цінностей коригується її потребнісна, когнітивна та діяльнісна сфери".
Но главное во всей этой истории то, что "ориентиры воспитания" наверняка останутся очередным прожектом Министерства образования. Да, проблема воспитания детей и молодежи действительно требует пристального внимания и активной работы как школы, так и семьи, и всего общества. Но для того, чтобы вырастить хорошего человека и гражданина, вряд ли нужен напичканный штампами многостраничный документ. В конце концов, уместилась же мудрость и мораль нескольких тысяч лет всего лишь в десяти христианских заповедях.
| |