|
Почему американцам должно быть не все равно?
Спустя два десятилетия после развала Советского Союза и возрождения России в роли независимого государства, Москва более не является стратегическим противником Америки. Однако, хотя Россия и не является нашим врагом, другом она тоже не стала. Вашингтону и Москве удалось оставить позади противоборство времен холодной войны, однако они не смогли построить долгосрочные сотруднические отношения. Для продвижения жизненно важных национальных интересов Америки критически важны лучше организованные двусторонние отношения.
Решение премьер-министра Владимира Путина вернуться в следующем году в Кремль в роли российского президента не меняет национальные интересы США применительно к России, да и, если уж на то пошло, национальные интересы России применительно к США. Однако же, риторика России по отношению к Америке и Западу может, как минимум, стать жестче с приходом Путина. В данных обстоятельствах поддержание надлежащей концентрации в американско-российских отношениях, вероятно, потребует особой заботы и решимости со стороны американских политиков.
Этот доклад, результат дискуссий выдающейся рабочей группы бывших высокопоставленных чиновников правительства и офицеров вооруженных сил, крупных предпринимателей и ведущих экспертов, анализирует отношения США и России сквозь призму национальных интересов Америки. В нем утверждается, что Россия - главная страна в продвижении этих национальных интересов, и предлагаются рекомендации по политике США в отношении России на грядущий период.
Мы считаем, что Россия должна стать для Соединенных Штатов главным приоритетом, потому что ее поведение может оказать сильное воздействие на жизненно важные национальные интересы Америки:
- Ядерное оружие - Нераспространение ядерного оружия - Противодействие терроризму - Геополитика, включая регулирование проявления Китая в роли мировой державы - Афганистан - Энергетика - Международная финансовая система, «большая восьмерка» и «большая двадцатка» - Стратегическая география
Если внимательно изучить эти области интересов, становится очевидно, что предпочтения и действия России влияют на полный спектр жизненно важных национальных интересов США напрямую и в значительной мере.
Политика перезагрузки, начатая администрацией Обамы, способствовала значительным улучшениям в американско-российских отношениях. К сожалению, перезагрузка по-прежнему хрупка, а то, что еще предстоит сделать, наверняка, будет гораздо сложнее, чем то, что было сделано. Дважды до этого, в годы администраций Клинтона и Джорджа У. Буша, США и Россия двигались в направлении новых и отличных от предыдущих отношений, однако оба раза эти усилия буксовали.
В некотором смысле, сложность поддержания улучшений в американско-российских отношениях меньше связана с конкретными разногласиями и больше - с неспособностью покончить с устойчивым взаимным недоверием. Эта подозрительность относительно мотивов второй стороны, на самом деле, может быть более важным препятствием для сотрудничества, чем иногда расходящиеся национальные интересы и ценности.
Внутренняя политика в каждой из стран еще больше усложняет дело. Когда лидеры США и России стремятся изобразить улучшение отношений как важный дипломатический успех, их политические оппоненты, естественно, занимают противоположную позицию.
Говоря в более общих терминах, даже в отсутствие политических разногласий между двумя основными партиями, американские лидеры зачастую способствовали появлению нереалистичных ожиданий по поводу американско-российских отношений и событий в России. Это неизбежно ведет к разочарованию и фрустрации, которые ослабляют способность любой администрации проводить устойчивую политику, идущую на благо национальным интересам США.
Так как интересы и ценности США и России не находятся на одной оси, а их точки зрения и стратегии часто еще больше отдалены друг от друга, в лучшем случае Вашингтону и Москве удастся добиться прогресса в некоторых областях и придется столкнуться с неудачами в других - и эта действительность еще больше подчеркивает важность взаимного доверия.
Наконец, учитывая несовпадения между интересами и властью в США и России, долгосрочное сотрудничество маловероятно, если не сказать невозможно, без решительного руководства дальновидных лидеров в исполнительной и законодательной власти, особенно это касается президента. И даже целенаправленной политики США будет недостаточно, чтобы гарантировать устойчивое сотрудничество, если Россия не станет предпринимать усилий, ведущих к успеху отношений сотрудничества. Проработав с Россией последние двадцать лет, участники этой рабочей группы прекрасно осознают, насколько иногда непростой может быть российская политика и действия Москвы.
Избранные рекомендации из доклада
- Соединенные Штаты должны вступить с Россией во взаимодействие с целью разработать и осуществить совместно подготовленную, конкретную «дорожную карту» с четким графиком, целью которой является достижение самых высоких возможных стандартов безопасности для всех запасов оружия, оружейного плутония и высокообогащенного урана по всему миру. Соединенные Штаты должны вступить с Россией во взаимодействие, чтобы срежиссировать международный консенсус по поводу того, что в мире больше не будет новых национальных программ по обогащению урана или переработке плутония.
- Соединенные Штаты должны обсудить с Россией новую концепцию стратегической стабильности, отражающую тот факт, что Вашингтон и Москва более не являются врагами, готовыми уничтожить друг друга, а скорее выступают в роли потенциальных партнеров.
- Следующий раунд сокращений американских и российских ядерных арсеналов должен совместить развернутые и неразвернутые ракеты, чтобы снизить «потолок» стратегических боеголовок до 1000 или даже ниже.
- Обсуждая с Россией тактическое ядерное оружие, Соединенные Штаты должны в первую очередь сконцентрировать свои усилия на достижении договоренности по поводу консолидации, прозрачности и процедур проверки, а не на самих сокращениях.
- Соединенные Штаты должны продолжать разворачивать противоракетные системы в Европе и по всему миру в соответствии с реалистичной оценкой существующих и будущих угроз, имеющихся технологий и источников финансирования.
- Соединенные Штаты должны быть готовы начать реальный и содержательный диалог сначала со своими союзниками по НАТО, а потом и с Россией, по поводу новой всеохватной системы европейской безопасности, в рамках которой у России появится значимый голос и которая будет включать в себя эффективный механизм быстрого реагирования для предотвращения, пресечения и разрешения конфликтов.
- Принимая крупные решения по международной политике, Соединенные Штаты должны задумываться о том, не дадут ли действия США повод для консолидации российско-китайского сотрудничества за счет более глобальных целей США.
- Если это кажется реалистичным, достижение основных целей США в отношении России должно иметь приоритет над расширением НАТО такими способами, которые могут подорвать сотрудничество по главным приоритетам США.
- Соединенные Штаты должны повысить приоритет американско-российского энергетического диалога и сконцентрировать свое внимание на устранении препятствий для двусторонних инвестиций, торговли и исследований.
- Соединенные Штаты должны оказать давление на Россию с целью улучшить условия для инвестиций в энергетической отрасли и в российской экономике в целом, и дать Москве понять, что дурное обращение с американскими и западными компаниями вредит инвестиционному климату и международному имиджу России и является препятствием для улучшения отношений с Соединенными Штатами.
| |