|
Концерт американской певицы Эрики Баду в клубе Arena был, вероятно, самым качественным живым выступлением в этом году - но артистка сказала и спела явно больше, чем услышали зрители.
Девушек в идиотских головных уборах, тюрбанах необыкновенной высоты и разными абсурдными прическами можно было встретить во вторник вечером в метро и на улицах на дальних подступах к клубу «Арена». Тюрбан и абсурдная прическа - фирменный стиль чернокожей королевы неосоула Эрики Баду и ее фанаток. Королева задержалась, сначала - из-за разогревающей команды Mama Band, которую проводили со сцены проклятиями. И уже ближе к одиннадцатому часу на сцену вышли музыканты - клавишник, ударник, басист-суперзвезда и гитарист, группа подпевки и странноватый флейтист - который в течении концерта больше танцевал, чем играл. Они проиграли вступление - и наконец на сцену вышла главная героиня вечера, чтобы представить программу «New Amerykah Part Two» (Return of the Akhn). Одета она была в широкополую шляпу поверх сеточки для волос, некое подобие пончо и обтягивающие лосины. Под пончо оказался огромный шарф, под шарфом - аккуратненький пиджачок, под пиджачком - белая майка. Как и полагается на таких концертах, избавление от каждого следующего предмета одежды публика встречала небольшой овацией - видимо, припоминая как в клипе Window Seat певица, идя улицами Далласа, к концу композиции остается вообще безо всего (на съемках клипа певица была задержана и впоследствии приговорена к условному сроку и штрафу). Дальше началось странное. С одной стороны, публика была самая что ни на есть благодарная: много красивых девушек, много странных головных уборов, юноши, которые готовы были терпеть любые капризы своих избранниц, в том числе и желание выслушивать идеально сыгранный фанк и соул, сопровождающий потусторонее пение странно одетой черной красавицы. С другой стороны, никто толком не понимал, что же собственно происходит. Эрика Баду - уроженка Техаса, принявшая сценический псевдоним в 14 лет. Тогда она решила, что ее собственное имя Erica больше подходит рабыне, а вот Erykah - отличное имя для черной мусульманки. Эрика принадлежит к сообществу под названием Нация богов и земель, отколовшейся в свое время от Нации Ислама - это такая полурелигиозная организация, своей формой напоминающая масонство: ее адепты верят, что черные были отцами и матерями цивилизации. Кроме того, Эрика - революционерка, как и почти все исполнители такого рода. Поэтому когда уже второй песней она спела The Healer - программную песню про то, что хип-хоп больше, чем ваша религия и важнее, чем ваше правительство. И вот тут бы публике начать подпевать, бесноваться и подпрыгивать - в конце концов, перед ней же не просто красивая чернокожая певица, а чернокожая певица с убеждениями. И вот тут-то случилась настоящая драма непонимания. Слова по-английски разбирать трудно, да и к тому же факт наличия у Эрики выдающейся внешности, шляпы, тюрбана, а также память о ее участии в картине «Blues Brothers 2000» в качестве луизианской королевы вуду оказался важней ее политических убеждений. Публика реагировала на весь заключенный в этой песне пафос настолько вяло, словно пыталась доказать - люди мы северные, подпеваем только по специальному разрешению. После этой песни госпожа Баду даже пригрозила уйти со сцены - впрочем, не ушла, и пела еще очень долго. И слава богу - раз уж слов не разобрать, можно было наслаждаться ее умением в буквальном смысле вести себя, ее удивительной харизме и не менее удивительной фигуре; тем, как она ошеломительно умеет играть темпом - когда вдруг композиция замедляется и все как бы оказываются в рапиде, а затем разгоняется вновь, заставляя слушателя открывать рот, чувствовать себя как будто на американских горках. Тем, что собственно, и составляет магию музыки и едва ли поддается пересказу. И тем не менее, от ощущения, что происходит что-то не то и немного не там, было никуда не деться. И отговорки, что музыка сама по себе не нуждается в поддержке в виде слов, тут не вполне работали: в одном из перерывов между песнями Эрика Баду долго и горячо рассказывала о мексиканских революционерах и тактике мирного протеста, публика в ответ рассеянно улыбалась, воспринимая английские фразы как журчание ручья. Да, можно как угодно относиться к ее противоречивым убеждениям и экспансивным высказываниям - но, пожалуй, стоит знать, что задуманный ею цикл альбомов «New Amerykah» - о той Америке, которая навсегда изменилась в прошедшем десятилетии и больше никогда не будет прежней. И что первая пластинка серии с подзаголовком «4th World War» - о войне и политике, а представленная в Москве вторая - «Return of Akhn» - о том, люди любят и ненавидят друг друга на фоне этой самой войны и политики. И тогда за этим набором нот, ужимок и ритмов появляется нечто большее, чем просто исключительного качества живое шоу - что-то, что должно заставить человека уйти с концерта не таким, каким он на него пришел. Но для этого, пожалуй, надо знать язык.
Автор: Семен Кваша
| |