|
Режиссеры и продюсеры из «Списка Михалкова» включили в состав Российского оскаровского комитета Андрея Кончаловского и договорились о будущем организации, чьё настоящее осталось в прошлом после демарша Владимира Меньшова.
Сегодня в Министерстве культуры прошла встреча режиссеров и продюсеров, включенных в предложенный национальной киноакадемией «Золотой орел» состав Российского оскаровского комитета. Это список, первоначально озвученный Никитой Михалковым, содержал 29 фамилий, но в Минкультуры приехали далеко не все. Заседание проходило под председательством Владимира Меньшова - как председателя действующего комитета. Кроме того, на заседании присутствовал и Никита Михалков. Как стало известно «Парку культуры», об учреждении нового комитета участники не договорились Почти единодушно (при одном воздержавшемся) они проголосовали за то, что подобные решения должны приниматься в присутствии полного состава будущего списка или, по крайней мере, с учетом мнения всех 29 его нынешних участников. Кроме того, участники единогласно проголосовали за два принципа будущей организации. Во-первых, провозглашается ее полная автономия от каких-либо официальных организаций или профессиональных объединений, будь то академии «Золотой орел» или «Ника», «Киносоюз» или Союз Кинематографистов России. «Все присутствующие согласились, что должна быть отдельная институция, независимая от общественных организаций - премий, академий или союзов. Второй принцип касался отбора членов оскаровской комиссии - в нее должны входить призеры международных кино фестивалей класса А, а также российские номинанты и лауреаты премии Оскар. Принцип формирования комитета необходимо формализовать, чтобы потом не было обид - того не пригласили, этого. да, не пригласили - потому что был выбран такой принцип», - рассказал участник заседания, глава кинокомпании СТВ Сергей Сельянов. Впрочем, предложенный академией «Золотой орел» список - не окончательный. Он будет расширен - за счет не включенных ранее лауреатов фестивалей и - возможно - российских членов американской киноакадемии. Например, в национальный оскаровский комитет приглашен Андрей Кончаловский, который узнал об этом от корреспондента «Парка культуры». «Глупо было начинать войну из-за этого: важно, чтобы эта комиссия как можно более объективно выражала бы мнение кинематографической среды. А объективность всегда будет рождаться в борьбе, в конфликтах, в споре; наверняка будут какие-то интриги - но хотя бы есть полярные мнения, а не унифицированное предложение», - сказал Кончаловский. Сельянов рассказал «Парку культуры», что организацией встречи занималось Министерство культуры, которое и приглашало на встречу ее участников. При этом Минкультуры как место проведения совещания было выбрано из соображений «нейтральности» ведомства: правительственные организации не имеют права иметь отношения к национальным оскаровским комитетам. Однако при этом один из участников встречи отметил «непрозрачную», на его взгляд, организацию встречи - ее время было изменено буквально накануне, а приглашавшие на встречу сотрудники не были в курсе, чье еще участие запланировано и какой статус будет иметь такая встреча. <1>Российский оскаровский комитет создан для выдвижения отечественных картин-кандидатов на премию американской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке. Его работу критиковали не единожды, но скандал нынешнего года не идет ни в какое сравнение со спорами предыдущих лет: председатель комитета Владимир Меньшов отказался подписывать итоговый протокол, когда большинство его коллег проголосовали за фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: "Цитадель". Меньшов заявил, что не может объяснить этот выбор, указал на то, что в комитет входят зависимые от Михалкова люди, а также напомнил, что "Цитадель" провалилась в прокате и подверглась разгромной критике. На судьбу российского кандидата на иностранный "Оскар" такой демарш не повлиял: американские киноакдемики приняли заявку без подписи председателя комитета, и "Цитадель" вошла в число 63-х фильмов длинного списка. А вот на судьбу самого комитета решение Меньшова повлияло: большинство критиков согласились с режиссером, что система непрозрачна, может привести к злоупотреблениям и её необходимо менять. Было предложено несколько вариантов реформы. "Киносоюз" посчитал, что в комитете должны быть представлены все общественные организации кинематографистов России - киноакадемии, оргкомитеты кинопремий, и делегаты от профессиональных гильдий. Академия "Золотого орла" подготовила упоминавшийся выше "Список Михалкова" - принцип его составления понравился многим, а критике подверглась возможная зависимость нового комитета от этой организации.
Автор: Игорь Карев, Алексей Крижевский!--1-->
| |