|
Некоторые российские тюрьмы можно сравнить с концентрационными лагерями времен Второй мировой войны. Все это продолжается потому, что российскому обществу на это наплевать. Когда поднимаешь вопрос насилия в тюрьмах по радио, реакция слушателей такова: «Пусть они там все подыхают».
Сотрудника одной из российских тюрем отправили за решетку по меньшей мере на два месяца после появления в интернете видеозаписей, на которых он избивает женщин-заключенных в камере. Этот скандал стал очередным позорным пятном в истории российской тюремной системы. На трех видеозаписях, которые были сняты в 2008 году в одной из тюрем Амурской области, охранник (как выяснилось, речь идет о заместителе начальника Сергее Зычкове) бьет несколько женщин-заключенных кулаками и ногами вырывает у них волосы. Эти кадры появились в сети 24 октября и вызвали настоящую бурю в блогосфере, что вынудило российские власти в срочном порядке начать расследование. Три дня спустя Зычкова арестовали и обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями.
Как следует из российских СМИ, начальник тюрьмы Виталий Корнеенко был «удивлен» этой видеозаписью и заявил следующее: «Этот ролик, на мой взгляд, видеомонтаж».
Тем не менее, подобное насилие - далеко не редкий случай для российской тюремной системы. В 2003 году Всемирная организация против пыток опубликовала отчет с критикой условий содержания заключенных, подчеркнув перенаселенность, отсутствие гигиены и потворство насилию. Некоторые из заключенных рассказывали о том, как их лишали пищи, избивали или даже пытали охранники. «Некоторые российские тюрьмы можно сравнить с концентрационными лагерями»
Лев Пономарев - видный защитник прав человека и политический деятель. В настоящий момент он занимает должность директора общероссийского движения «За права человека» и заместителя председателя правления фонда «В защиту прав заключенных». «Мне кажется, что некоторые российские тюрьмы можно сравнить с концентрационными лагерями времен Второй мировой войны. Существуют отчеты, в которых заключенные рассказывают о том, как их избивают, пытают, насилуют. Но у них практически нет возможных средств защиты, так как для них практически немыслимо подать иск или привлечь к себе внимание кого-либо на свободе. Многие российские тюрьмы являются своего рода черными дырами, поэтому единственный способ собрать сведения о том, что происходит внутри, это поговорить с бывшими заключенными или семьями заключенных. Наша организация упорно работает над сбором этой информации, и нам время от времени удается заставить власти уволить того или иного сотрудника и возбудить уголовное дело. Тем не менее, сами охранники редко избивают заключенных. Чаще всего они поручают это "активу", то есть заключенным, которые отбывают длительные сроки за такие преступления, как изнасилования и убийства. В ответ "актив" получает определенные привилегии. "Когда нам удается избавиться от жестокого охранника, на его место нанимают другого"
Несмотря на редкие победы, система не изменилась. Когда нам удается избавиться от жестокого охранника, на его место нанимают другого. Мне кажется, что российская тюремная система сама по себе неразрывно связана с насилием. Почти во всех регионах существует по меньшей мере один "пыточный лагерь", который используют для усмирения не желающих подчиняться заключенных.
Но в целом я считаю, что все это продолжается в первую очередь потому, что российскому обществу на это наплевать. Я уже поднимал вопрос насилия в тюрьмах по радио, но реакция слушателей была такова: "Пусть они там все подыхают".
| |