|
В рамках сезонной активности в PinchukArtCentre (PAC) открылись четыре новые экспозиции. Главная из них - парад-алле номинантов на вторую общенациональную премию. PinchukArtCentre Prize, занимающий два этажа арт-центра. О перспективах и ретроспективах украинского contemporary art задумалась на выставке МАРИЯ ХАЛИЗЕВА.
«PAC не несет ответственности за вещи посетителей» - гласит надпись на стене у входа в зал с инсталляцией See to Be Seen бразильянки Синтии Марчелле, получившей в прошлом году гран-при международной Future Generation Art Prize. Это к тому, что для входа в комнату, где выставлена работа про пыль под коврами и вытесняемые из сознания раздражители, нужно снять обувь, и стоящий на входе охранник арт-центра не гарантирует сохранности ваших стоптанных «лубутенов». Так же, как арт-центр при случае не компенсирует моральный ущерб за испорченное искусством настроение и неоправданные ожидания.
В четырех новых проектах PAC не оправдать ожидания зрителей может разве что представленная в обновленной экспозиции «Collection Platform 1: Циркуляция» работа Бэнкси с Лениным на роликах - потому что «снятый» со стены и перенесенный на холст трафарет выглядит не остроумным хулиганством в городском пространстве, а глупой сувенирной открыткой. Крохотный зал проекта PAC-UA отдали на откуп «еврейскому» циклу Александра Ройтбурда, а завершает условно музейную экспозицию пятого этажа «корнер украинских художников», который выглядит тут сиротливо, как последняя страница газеты «Факты» - без фотопортрета топлес, но со скабрезным анекдотом про деревянный сортир и НЛО от Василия Цаголова.
Что до главного проекта - выставки претендентов на вторую общенациональную премию PinchukArtCentre Prize,-- то это самый безопасный вариант в смысле оправданности/неоправданности ожиданий. Содержание экспозиции где-то на 50% можно предугадать, уже глядя на шорт-лист номинантов, в котором почти нет новых имен. Леся Хоменко со стабильно хорошей живописью. Лада Наконечная и ее совсем тихое искусство. Даниил Галкин с недалекими фрейдистскими наигрышами на тему детства. Андрей Галашин с Микки-Маусом с кобзой и Минни-Маус в противогазе. Никита Шаленный с яркими глянцевыми картинками про одиночество Рональда Макдональда и резиновой женщины. Алексея Салманова продолжает волновать стремительное «окитаивание» мира. Алина Клейтман насмотрелась сериала «Школа» Гай-Германики. Владимир Кузнецов переосмыслил классическую гравюру «Колиивщина» в эстетике жестоких детских рисуночков на полях тетрадей.
На выставке легко обнаружить параллели с прошлогодней экспозицией номинантов Future Generation Art Prize. «Быстрый сон» Добрыни Иванова - деревянная скульптура-размышление на тему «Рабочего кабинета» Родченко - похожа на недоделанный ковчег Гектора Заморы. Киоск-рэдимейд в «24 часах» Тараса Каменного перекочевал из ностальгических инсталляций румына Мирче Николае. Куски шаргородского асфальта Жанны Кадыровой отсылают к цементным скульптурам и картинам Рубена Очоа. Видео с экскаваторами и КрАЗами на карьере в «Муравьином цеху» Николая Ридного до боли похожи на работу Синтии Марчелле. И только Маша Шубина сходит с ума по собственному сценарию (на сей раз это болливудский порнофильм).
Сильные проекты представили Гамлет Зиньковский и Никита Кадан. Первый поговорил с прохожими на улице и представил в арт-центре отрывки из их откровений и галерею портретов на донышках спичечных коробков - серое на сером. Никита Кадан показал инсталляцию «Постамент. Практика вытеснения»: здесь гигантский постамент монумента голодомору упирается в потолок и прижимает зрителя к стенам, на которых белым по белому записана хроника атак вандалов на различные монументы. Нечто неглупое выстроил и Иван Светличный в аудиоинсталляции «Текст ("Резня про минимал")» - из бессвязного на первый взгляд повторения слов вроде «линия» и «вершина треугольника».
Будучи единственным филиалом цивилизованного арт-мира в Украине, вместе со стеклянными бусами кунсовских скульптур PinchukArtCentre привез с большой земли и традицию поклонения рейтингу The Power 100 журнала Art Review. Так, прошлогодний Future Generation Art Prize патронировал опальный Ай Вэйвэй (первое место рейтинга), а в жюри нынешней PinchukArtCentre Prize вошел главный арт-критик современности, сокуратор лондонской Serpentine Ханс-Ульрих Обрист (второе место рейтинга). Сам фундатор арт-центра на Бессарабке занимает в этом листинге 35-е место. Рывок в топы, надо думать, случится, как только Виктор Пинчук откроет наконец в Киеве именной музей: если верить источникам газеты The Art Newspaper, над его проектом уже корпят авторы первой и второй очереди лондонской Tate Modern, швейцарское архитектурное бюро Herzog & de Meuron.
| |