Минобороны разместило на сайте ведомства лоты на утилизацию бомб, снарядов и мин. Выиграть тендеры на уничтожение взрывного утиля тот, кто сделает самые выгодные предложения по формуле «цена-качество» и пообещает безопасность процесса утилизации. Таким образом, ликвидация старых боеприпасов становится и заманчивым, и доступным бизнесом. Чтобы заполучить, к примеру, вагон выстрелов к гранатомету РПГ-7 или миллион патронов к АКМ, достаточно иметь лицензию и допуск к работе с секретными документами. С комментариями для «Вестей ФМ» - Игорь Коротченко главный редактор журнала «Национальная оборона».
«Вести ФМ»: Что вы скажите по поводу идеи Минобороны, опасно или неопасно доверять бизнесу, в частные руки, такую вещь как утилизация боеприпасов?
Коротченко: Дело в том, что есть определенный порог входа в указанную схему утилизации, прежде всего, это наличие, безусловно, лицензии. Это специализированная лицензия. И, разумеется, какие-либо частные коммерческие структуры, которые далеки от проблем утилизации, просто не смогут принять по формальному критерию участие в конкурсе. Это первое и главное. Разумеется, соревноваться за победу в тендере будут специализированные организации, они у нас сегодня существуют как в промышленности, так и отдельные предприятия-производители боеприпасной отрасли готовы будут принять участие в конкурсе. Поэтому я думаю, что это вполне нормальная цивилизованная процедура. И учитывая то, что будут отсечены сомнительные коммерческие структуры, я полагаю, процесс будет в дальнейшем достаточно прозрачным.
«Вести ФМ»: А вы разделяете опасения тех, кто говорит, что дороговато будет? Лоты сформированы таким образом, что там «в одном флаконе» и авиабомба, и морская торпеда. У нас утилизаторы ведь профильно работают, соответственно, появится посредник, который купит такой лот и распределит заказы, будет дороже?
Коротченко: Дело в том, как я уже отметил, посредник как таковой не сможет принять участие в конкурсе, потому что он будет отсечен на этапе предоставления необходимых лицензий...
«Вести ФМ»: А если он раздобудет лицензию?
Коротченко: Вы знаете, у нас существует система Федеральной службы безопасности, которая призвана обеспечивать контрразведывательное обслуживание предприятий промышленности. Поэтому, я думаю, что просто так пойти в ФСБ и раздобыть лицензию соответствующего профиля, тем более требование участия в работе только тех предприятий, которые имеют лицензию еще на допуск к государственной тайне, просто не получится. Разумеется, это первый опыт, когда Минобороны на открытых торгах будет решать вопросы утилизации, но важно посмотреть, как пойдет этот процесс. Что касается сочетания непрофильных боеприпасов, в этом есть определенная коллизия, но посмотрим. Я думаю, все-таки за победу по данным лотам будут бороться специализированные предприятия боеприпасной отрасли.