|
В Киевской оперетте прошли гастроли Польського театра танца из Познани, который показал спектакль «Carpe Diem» по мотивам «Оды» Горация и романа «Двенадцать обручей» Юрия Андруховича. Рассказывает ЮЛИЯ БЕНТЯ.
В репертуаре Польского театра танца постановка «Carpe Diem» числится в бывалых, и это учитывая высокую продуктивность труппы во главе с Евой Вычиховской. После 2007 года, когда спектакль был показан впервые, познаньские артисты успели сочинить много чего, но в Киев привезли именно «Carpe Diem» и не прогадали: на танцы «по Андруховичу» собрался почти полный зал Театра оперетты. На афишах название романа «Двенадцать обручей» пропечатали крупным шрифтом сразу после названия постановки, хотя на официальном сайте спектакля он даже не упоминается, в отличие от еще одного литературного источника - «Оды» Горация. Из «Оды» и «Обручей» Вычиховская смогла добыть то важное, что ей было нужно,-- образ поэта-творца и пульсацию неумолимого времени.
Танец по природе своей невозможен вне времени, однако в «Carpe Diem» эта аксиома стократно усиливается за счет живого музыкального сопровождения и визуальной символики - проекции на задник сцены видео со своеобразным «маятником Фуко» и его последующего превращения в несколько прозрачных призм, внутри которых обживаются артисты. Аналогия здесь прямая: человек - это тот же маятник, чья жизнь раскачивается туда-сюда, однако, в отличие от механизма, он способен в очень узких, изначально заданных рамках совершать и произвольные движения.
Тема двенадцати обручей тоже визуализируется - то в форме рулонов полиэтилена, из которых в начале спектакля выкарабкиваются танцовщики, то в виде темных поясов на их светлых костюмах. От танцевального «хора» (кстати, не только танцующего, но и говорящего) принципиально отделен только главный герой-поэт в темном костюме, который и «памятник себе нерукотворный», и философ-резонер, и шекспировский Гамлет, помимо собственной воли втянутый в запутанную интригу.
Интригу эту практически невозможно не то что внятно пересказать, но даже связать в единую нить в отдельно взятой голове. «Carpe Diem» вообще очень странная «танцевальная проза», распадающаяся на атмосферные фрагменты, искрящаяся эпизодическими персонажами и находками в области хореографического языка. И пытаться ее вербализировать - все равно что пересказывать сны, которые каждый человек обречен смотреть в одиночку и искать в них понятные только ему смыслы.
Еще менее благодарное дело - попробовать отыскать украинский аналог Польского театра танца: у нас такого попросту нет. А сказать, что это нечто среднее между тем, что делают «Киев модерн-балет» Раду Поклитару и TanzLaboratorium Ларисы Венедиктовой,-- значит, в каком-то смысле, обидеть своих. Познаньская труппа работает на грани театра-продукта и театра-перформанса, нанизывая спонтанные порывы на условную сюжетную нить. Она, как и многие знаменитые польские труппы, родилась в 1973-м на волне студенческого театрального движения. Ева Вычиховская возглавила театр в 1988 году вслед за его основателем Конрадом Држевецким и привнесла в труппу свой богатый опыт сотрудничества с танцевальными театрами США, Италии и Германии. Но при этом Польский театр танца остался именно польским, сумев не только уловить собственное историческое «мгновение», но и занять принадлежащее ему одному место на географической карте.
| |