Выручка торговцев маком, загрязненным маковой соломой, из которого впоследствии изготавливаются наркотики, превышает затраты в 14 раз, сообщил журналистам в четверг директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов.
Широкий общественный интерес к этой теме появился в 2008 году и был связан с возбуждением уголовных дел против продавцов кондитерского мака во многих регионах России, в том числе в Калужской области. В Госнаркоконтроле тогда пояснили, что под запрет попадает мак с содержанием запрещенных примесей - в частности маковой соломки. Однако правозащитники считают, что действия наркополицейских входят в противоречие с действующим в России ГОСТом, допускающим «наличие в общей массе кондитерского мака 3%-ной сорной примеси в виде маковой соломы». Так, на прошлой неделе член Общественной палаты России Елена Лукьянова через СМИ заявила о том, что российские суды не принимают во внимание доводы экспертов, якобы убедительно доказавших, что изымаемый силовиками мак не имеет никакого отношения к наркотикам.
«Мак (с примесью маковой соломы) покупается за 5 миллионов рублей, реализация осуществляется за 70 миллионов рублей», - сказал Иванов.
Он напомнил, что в 2007 году управление ФСКН по Калужской области возбудило ряд уголовных дел в отношении жителей этого региона за реализацию семян мака, содержащих наркотическое средство - маковую солому. В результате удалось выйти на московского поставщика загрязненного мака - ООО «Крайдер-С». Однако, по словам главы ФСКН, «маковый синдикат» получил неожиданную поддержку со стороны профессора МГУ Елены Лукьяновой - юриста, доктора наук, члена Общественной палаты России.
Иванов пояснил, что, к примеру, потребность Калужской области в пищевом маке составляет 2 тонны в год, тогда как только одна из партий «загрязненного» мака, поставленная в этот регион, превысила 50 тонн.
Глава наркополиции пояснил, что по официальным данным ЗАО «Хлебокомбинат» (Калуга), цена пищевого мака составляет от 126 до 268 рублей за килограмм. Стоимость же килограмма смеси маковой соломы и семян мака достигает 1,5-2 тысячи рублей и более. Такой мак уже считается не кондитерским, а промышленным.
«Понимаете абсурдность ситуации? В 2006 году ФСКН направила предписание, что нельзя торговать промышленным маком», - добавил Иванов.
Однако, по его данным, продажа промышленного мака не прекратилась, а продавцы «перешли на нелегальное положение».
По данным ФСКН, только за десять месяцев 2011 года в России ликвидировано более 6 тысяч наркопритонов, причем почти в каждом третьем из них потреблялся ацетилированный опий, который изготавливается из подмешанной в кондитерский мак маковой соломы. Доступность и дешевизна мака привели к тому, что сейчас в некоторых регионах страны до 90% опийных наркоманов изготавливают зелье именно из этого сырья, считают в ведомстве.
Члены общественного совета при ФСКН сетуют на отсутствие в законодательстве РФ нормы, четко регламентирующей содержание примесей и наркотических веществ в семенах мака. Специалисты уже несколько лет предлагают запретить ввоз в Россию кондитерского мака до тех пор, пока не будет принят закон о его обороте.