|
Накануне в Большом театре на обновленной исторической сцене состоялась первая премьера - опера «Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова. Постановка вызвала самые разные отклики среди публики, но, безусловно, стала настоящим событием. Впрочем, билеты на премьерные спектакли уже раскуплены до февраля. Что потрясло зрителей в Большом театре - выяснила обозреватель радио «Вести ФМ» Анна Кочарова.
В Большой театр идут за большими впечатлениями. Отреставрированное здание поражает красотой и новыми пространствами. Но зрители ждут чего-то необычного не только от посещения театра, но и от новых спектаклей. В этом смысле премьера оперы «Руслан и Людмила» не оставила публику равнодушной.
Режиссер Дмитрий Черняков известен своими новаторскими и необычными постановками. В свое время его «Евгения Онегина» раскритиковала сама Галина Вишневская, но теперь именно эту оперу Большой чаще всего возит на гастроли. Можно вспомнить и недавнее торжественное открытие театра - гала-концерт начинался со сцены стройки. Публика в зале была удивлена, но, безусловно, оценила юмор постановщика. Вчерашняя премьера «Руслана и Людмилы» вызвала противоречивые отклики: одни кричали «браво», другие «позор». Впрочем, Черняков заранее предупреждал - постановка не будет академичной, это спектакль для взрослых, а не для детей. Музыкальный критик и обозреватель портала Openspace Екатерина Бирюкова считает, что именно эта нетрадиционность и шокирует публику.
«Искать в нем какие-то пошлости, типа шприца, которым колют Людмилу, чтобы она проснулась или загримированных под голых женщин - все это смешно. Я думаю, этот спектакль держит зрителя в напряжении именно своим несовпадением с тем привычным образом "Руслана и Людмилы", который есть с детства», - уверена Бирюкова.
Первая и последняя сцены спектакля решены в традиционно, остальные - напротив, выдержаны в современной стилистике. Царство Черномора напоминает психиатрическую клинику, а во дворце царства волшебницы Наины девушки в современных костюмах жонглируют и катаются на роликах. Публика привыкла к разного рода экспериментам в драматическом театре, но в опере - все это в новинку, считает музыкальный обозреватель газеты «КоммерсантЪ» Сергей Ходнев.
«Например, во время интермедий, предназначенных для смены декораций, на занавес проецировались лица певцов крупным планом. И это тоже, видимо, было для публики непривычно, и она недоуменно реагировала», - рассказал Ходнев.
За всей зрелищностью спектакля многими, кажется, осталась незамеченной филигранная музыкальная работа дирижера Владимира Юровского. Впрочем, бурная реакция зрителей на происходящее на сцене - это то, к чему зачастую и стремятся авторы спектаклей. Ведь главное - это заставить зрителя думать.
| |