|
Техническое сотрудничество команд и его перспективы стало одним из ключевых вопросов повестки дня женевского заседания Комиссии Формулы 1. В частности, McLaren уже не первый год поставляет Force India готовые узлы и агрегаты, что, безусловно, способствует прогрессу последней. В этом сезоне договоренности о сотрудничестве McLaren подписала и с Marussia Virgin.
Такого рода примеры дают почву для опасений, что McLaren и ее клиенты выходят за рамки Договора Согласия, требующего, чтобы каждая команда самостоятельно занималась разработкой и постройкой своих машин.
«Существует очень четкое определение, что такое "Конструктор", – цитирует британский Autosport руководителя Mercedes GP Росса Брауна. – Чтобы соревноваться в Формуле 1, команда должны соответствовать требованиям, изложенным в Договоре Согласия.
Вы должны обладать своей интеллектуальной собственностью, должны сами конструировать машину. Главное, вы обязаны все разрабатывать самостоятельно, за исключением двигателя и трансмиссии.
Все остальное должно производиться силами команды, поэтому вы не можете продать другому участнику чемпионата конструкцию крыла или подвески. Все это абсолютно понятно изложено в Договоре Согласия, и, думаю, команды выполняют эти требования, хотя, разумеется, в любых договоренностях есть свои серые области».
В ходе дискуссии о техническом сотрудничестве, вероятно, будет затронут и вопрос о клиентских машинах, и здесь мнения команд расходятся. Браун полагает, что обсуждать эту тему надо, однако решения необходимо принимать предельно осторожно: «Думаю, это очень чувствительная тема, если говорить о будущем Формулы 1. Я не убежден, что положительное решение вопроса можно считать наилучшим, поскольку придется иметь дело с многочисленными последствиями.
На первый взгляд все просто: строим третью машину и продаем ее другой команде. Но тогда она получит конкурентоспособную машину, затратив при этом гораздо меньше средств, чем, например, какая-нибудь заводская команда. Мы начнем терять заводские команды, поскольку потеряется всякий смысл разрабатывать и строить собственную технику. А мы этого не хотим.
Важно, что в Формуле 1 участвуют и независимые конструкторы, и различные автопроизводители. Уже много лет именно эта черта отличает Ф1 от других гоночных серий. Думаю, мы должны изучать различные варианты, но надо быть очень осторожным, когда речь идет о продаже машин.
Если самую лучшую машину продать нескольким командам, то это ударит по интересам других. Рассматривая перспективные решения, необходимо проявлять предельную осмотрительность».
| |