|
Идея референдума по программе помощи, выдвинутая премьером Греции, вызвала шок на европейских рынках, и стала головной болью стран-локомотивов ЕС и еврочиновников. В греческом правительстве произошел раскол, стране грозит коллапс власти. Сохранит ли еврозона единство, какие перспективы у евро, и как скажется кризис в Европе на российской экономике Вести.Ru спросили у экономистов.
Политика ультиматумов
В пятницу парламент Греции обсудит вопросы о доверии правительству и проведении в стране референдума по европейской программе финансовой помощи. Неожиданно выдвинувший идею референдума, премьер-министр Греции Георгиос Папандреу заявил, что ему необходим четкий мандат на осуществление, предусмотренных программой помощи, непопулярных мер жесткой экономии, против которых его сограждане в последнее время активно выступали в ходе массовых протестных акций.
Известие о возможном референдуме вызвало шок у руководителей государств еврозоны, с немалым трудом согласовавших решение о предоставлении Греции очередного спасительного транша в 8 миллиардов евро. Накануне этот вопрос в срочном порядке в Каннах, где в четверг стартовал саммит G20, посвященный европейским долговым проблемам, обсудили с греческим премьером канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози. По итогам переговоров г-жа Меркель сообщила: «Мы хотим стабильности в еврозоне, предпочтительно вместе с Грецией, но стабильность остается для нас приоритетом». Сходным образом прокомментировал ситуацию и Саркози: «Наши греческие друзья должны решить, хотят ли они продолжить путешествие вместе с нами». Как он подчеркнул, до прояснения этого вопроса Греция, более не получит денег французских и немецких налогоплательщиков.
Таким образом, лидеры ведущих государств еврозоны фактически поставили Греции ультиматум и впервые публично предположили, что по итогам референдума она может покинуть европейскую лодку. Впрочем, также можно сказать, что аналогичный ультиматум собственным согражданам, продолжающим раскачивать евро-лодку, предъявил и греческий премьер.
И что же дальше? Отвечая на этот вопрос, аналитики все глубже погружаются в сегодняшние греческие реалии, пытаясь, в частности, определить возможный расклад сил накануне пятничного голосования в Афинах.
Евро или драхма?
Как заметила Вестям.Ru начальник аналитического отдела BNP Paribas Юлия Цепляева, пока нет уверенности в том, что парламент Греции поддержит идею референдума, поскольку правящий блок имеет здесь незначительный перевес голосов, а несколько его представителей уже выступили против проведения плебисцита. Но если он все же состоится, многое будет зависеть от формулировки вынесенного на голосование вопроса. Скажем, если греков спросят, хотят ли они покинуть еврозону и расстаться с евро, большинство, скорее всего, проголосуют против такого варианта. Но если им предложат определить свое отношение к программе экономии, то ответ, вероятно, будет отрицательным.
Но, в конечном счете, греческая сторона, очевидно, продемонстрирует рациональный подход, предпочтя остаться в зоне евро. «Пока же, до наступления момента истины неизбежен период высокой волатильности, когда на смену плохой новости будет приходить хорошая и наоборот», - заключила Цепляева.
На сегодня ситуация выглядит неопределенной и пока сохраняются шансы на отказ от идеи референдума, реализация которой чревата большими рисками как для греческой, так и для всей европейской экономики, ответил Вестям.Ru руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
И тоже согласился с тем, что при выборе между евро и драхмой греки, скорее, предпочтут евровалюту. Хотя, очевидно, что сегодня, когда ситуация балансирует на грани, вообще, не следует решать столь значимые вопросы. Что же до России, то для нее, разумеется, представляются нежелательными угрозы возможного неконтролируемого хаоса, спровоцированного дефолтом Греции и ее выходом из еврозоны, резюмировал Гурвич.
Происходящее на европейских рынках, конечно, аукается и в России, подтвердил Вестям.Ru со-директор аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов. Вот и накануне, напомнил он, после новостей о возможном греческом референдуме, вслед за европейскими, упали и российские рынки, а американские пошли в рост. Сегодня идет жесткая конкурентная борьба за инвесторов. И вовсе не случайно, что наиболее активно «греческий вопрос» муссируется американскими и английскими аналитиками, отметил Адамидов.
Европейские аутсайдеры
В результате же, по его мнению, после череды скандалов и непрекращающегося закулисного торга Греция благоразумно решит остаться в зоне евро, вследствие выхода из которой она рискует скатиться до уровня Албании. Однако это решение потребует немалого напряжения сил также от Германии и Франции. И в дальнейшем они могут задуматься о том, а нужно ли им продолжать решать проблемы и платить за других? В перспективе сегодняшний вопрос может быть поставлен совсем по другому: а не следует ли, наконец, исключить аутсайдеров из зоны евро, предположил со-директор аналитического отдела агентства «Инвесткафе».
При выборе между евро и драхмой греки выскажутся за сохранение евровалюты, не стал спорить с коллегами научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин. Но при этом, уточнил он, Греция и далее будет рассчитывать на евро-субсидии и, значит, ключевая причина здешнего долгового кризиса не будет устранена. Когда создавалась еврозона, предполагалось, что экономики менее развитых стран в «общем котле» сравняются с прочими. Но этого не произошло. И если проанализировать сегодняшний потенциал греческий экономики, вдруг выяснится, что большинство флота Греции записано не за ней и одна из наиболее перспективных ее отраслей - туристическая - явно уступает итальянской или испанской. Несоответствие между расходами и доходами здесь по-прежнему сохраняется.
При этом, некогда отказавшиеся от национальной валюты, греки заодно освободились и от определенной доли ответственности. И чтобы возникшие долговые проблемы разрешить, в перспективе придется либо создать единые федеративные Штаты Европы с объединенным бюджетом и наднациональным правительством, либо предложить странам с проблемными экономиками, вроде Греции или Португалии далее «дружить домами», сформировав для них некий новый механизм взаимодействия с еврозоной, изложил свою версию дальнейшего развития событий научный руководитель ГУ-ВШЭ.
| |