|
В Москве началось тестирование универсальных электронных карт. Для владельца один кусочек пластика заменит и удостоверение личности, и страховой полис, и кредитку, а также будет служить единым проездным на все виды общественного транспорта. Начать масштабный выпуск карт планируется в будущем году. А вот в Китае похожий проект уже стартовал. Однако там вместо удобства в нем видят угрозу неприкосновенности частной жизни.
Этот скандал был невозможен в Пекине еще пять лет назад, когда билеты в метро проверяли вручную хмурые контролеры. Но времена меняются, и на смену человеку с красной повязкой пришёл турникет, вернее, единая система оплаты проезда. Отныне поездки на метро, автобусах, троллейбусах или даже такси оплачивают при помощи смарт-карты. Информация о перемещениях пассажиров попадает на сервер, а оттуда в открытый доступ. Чтобы проследить за любым человеком, достаточно подсмотреть номер проездного. Компьютер выдает распечатку, и видно, где и во сколько человек сел в метро или автобус, на какой станции и когда сошел. Новинку тут же оценили ревнивые жены и просто любопытные.
«Я думаю, нужно установить индивидуальный пин-код для каждой карты, чтобы посторонние не имели доступа к личной информации. Иначе каждый из нас может оказаться в неприятной ситуации», - считает молодая жительница Пекина.
«Любая технология - это палка о двух концах. Например, правительство сейчас собирает отпечатки пальцев всех граждан. Цель благая - борьба с преступностью. Но что если эти данные тоже окажутся в открытом доступе? Проблем тогда не избежать», - уверен китайский студент.
Несколько тысяч отзывов в социальных сетях - вот пока и весь итог этой истории. Недовольные вскоре обнаружили, что на страже частных интересов приходится стоять самому. Лучший способ оторваться от слежки - это положить на карту условленную сумму и обменяться проездными с другом или просто случайным человеком. Технологии, тем временем, не стоят на месте. Картой теперь можно платить в закусочных быстрого питания. То есть, даже дневной рацион пекинца стал всеобщим достоянием.
«Проект закона о защите частной жизни у нас рассматривали в 2002 году, но так и не приняли. Поэтому четкого юридического определения личной тайны в Китае нет. Теоретически, информация о перемещении граждан - это конфиденциальная информация. И за разглашение ее можно добиваться компенсации в суде», - признает директор центра гражданского и коммерческого права при Народном университете Китая Ян Лисинь.
Пока юристы спорят о законодательных тонкостях, миллионы пекинцев ежедневно пользуются смарт-картами для оплаты проезда. Это даже удобно: можно проверить в Интернете, добрался ли ребенок в школу, выехал ли с работы супруг. Намного сократилось число опозданий: сразу видно, кто выехал за час, а кто в последний момент. Технология еще не на такое способна! Говорят, скоро картой можно будет оплатить парковку или проезд по скоростному шоссе.
Покажи мне свою карту, и я скажу тебе, кто ты. Похоже, частной жизни в Китае становится все меньше, а новых технологий - все больше. И не волноваться по этому поводу могут позволить себе немногие: те, кому, действительно, нечего скрывать.
| |