Планы создания Евразийского союза были озвучены премьер-министром России Владимиром Путиным еще в июле 2011 года в рамках Делового форума Таможенного Союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. Подписание соглашения о создании Евразийского союза планируется уже в 2012 году, а работу этот проект начнет в 2013-м.
Евразийский союз - это следующий, более высокий уровень интеграции, которая уже происходит в рамках Таможенного Союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) между Россией, Беларусью и Казахстаном. ЕЭП «стартует» 1 января 2012 года и создаст единый рынок трех стран, где живут более 165 миллионов потребителей (для сравнения: всего в 27 странах Европейского союза живут около 500 миллионов человек).
Руководством Кыргызстана было озвучено намерение вступить в Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана с последующим созданием Единого экономического пространства.
Готовность Кыргызстана к интеграции в рамках вступления в Таможенный Союз
Самостоятельный выход Кыргызстана на глобальный уровень экономического сотрудничества грозит потерей суверенитета и перехода под внешнее управление международных финансовых организаций и транснациональных корпораций. Поэтому наиболее перспективным для Кыргызстана является сотрудничество с Россией и экономическими союзами, в которых она принимает участие (ЕврАзЭС и ШОС).
Вопрос заключается в готовности Кыргызстана к такому уровню интеграции, где он будет надежным и равным экономическим партнером. Поэтому необходимо заложить фундамент для формирования Кыргызстана как страны с транзитно-инфраструктурной экономикой.
Для этого необходимы знания, научный и культурный прогресс, развитие человеческого капитала страны. Экономический рост на основе знаний и новых технологий влечет за собой привлечение населения в различные сферы производительного высокооплачиваемого труда и повышение благосостояния народа.
При этом руководство государства должно понимать, что экономический рост является основой решения социальных вопросов, в центре которых находится жизнь конкретных людей с их повседневными проблемами, интересами и стремлениями. Это слишком важный вопрос, чтобы доверять его исключительно субъективной воле государственных чиновников.
Экономическая стратегия нацелена не на повышение благосостояния граждан, не на рост ВВП и не на повышение доходов населения, включающих доходы теневой отрасли, а на обеспечение достойного уровня жизни всем гражданам.
Экономический рост необходим для улучшения жизни граждан нашей страны, причем показатели уровня и качества жизни населения должны стать главным критерием, по которому оценивается эффективность экономической стратегии государства. Это является принципом и смыслом экономики как системы жизнеобеспечения общества. В то же время достойная жизнь, справедливая оплата труда, образование, крепкое здоровье, реализация творческого потенциала - необходимые условия современного экономического роста.
Развитие социальной сферы - ключевой элемент инвестиционной политики, и развития человека, который является главной производительной силой экономического развития.
В основе современного экономического роста лежит творческая инициатива, развитие знаний, технический прогресс. Увеличение социальных расходов, повышение заработной платы, пособий, расходов на науку, здравоохранение и образование послужит стимулом развития экономики, роста занятости и производительности труда. Но для этого требуется обеспечить исполнение правительством действующих законов, а также изначально закладывать в бюджете средства на социальный сектор.
Основными целями в развитии социальной сферы являются доведение местной зарплаты до уровня развитых стран мира, ликвидация острой бедности, для чего необходимо бесплатное нормированное распределение продуктов питания и предметов первой необходимости среди детей, стариков, инвалидов, других нуждающихся групп населения; исполнение законов с обязательствами государства в социальной сфере и соблюдение социальных гарантий. Минимальная заработная плата и минимальная пенсия не могут быть ниже прожиточного минимума и должны полностью индексироваться каждый раз при повышении прожиточного минимума.
Определение приоритетов экономического развития должно вестись исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития. Эти приоритеты должны реализовываться посредством поддержки государством целевых программ и предоставления государственных гарантий. С экономической точки зрения государственная поддержка приоритетных направлений должна характеризоваться двумя важнейшими признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду; инициировать рост деловой активности во многих отраслях производства.
К приоритетным направлениям относятся освоение современных информационных технологий, развитие туризма, обновление парка гражданской авиации, обновление оборудования электростанций, развитие современных транспортных узлов, развитие жилищного строительства с использованием современных технологий, развитие информационной инфраструктуры с использованием современной спутниковой и оптоволоконной связи, оздоровление окружающей среды.
Экономические источники роста
1. Преодоление бюджетного кризиса. Бюджет должен обеспечивать решение приоритетных для граждан задач. Поддержка экономического роста, стимулирование инвестиционной и инновационной активности, а также выполнение социальных обязательств государства требует существенного повышения расходов бюджета. Необходимого для этого повышения бюджетных доходов можно достигнуть без увеличения налогов. При этом не предполагается и увеличение налогов на производственную деятельность, прирост средств достигается за счет налогообложения ранее сокрытых и незаконно вывезенных из страны доходов, повышения собираемости налогов и эффективности использования государственного имущества.
Также необходимо взимать плату за недра и загрязнение окружающей среды, налог на сверхприбыль от эксплуатации месторождений, плату за пользование водохранилищами, экспортные пошлины на вывоз сырьевых товаров. Это предложение предполагает специальный подход к месторождениям и отказ от налогообложения средств, которые вкладываются в развитие производства, разработку месторождений или экологические мероприятия.
2. Увеличение платы за вред окружающей среде (платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов). Примерно половина этих средств должна использоваться на природоохранные мероприятия, а оставшаяся часть - на дополнительное финансирование организаций здравоохранения, образования, дошкольного воспитания и социального обеспечения.
3.Увеличение бюджетных доходов позволяет обеспечить финансирование расходов на науку, образование, сферу культуры, искусства, в том числе на повышение уровня зарплат. Появится возможность профинансировать профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, восстановление программы расширения занятости, реализацию детских программ, увеличить расходы на здравоохранение, особенно для преодоления и профилактики эпидемий болезней населения и риска заражения продуктов питания.
4. Повышение доходов граждан позволит увеличить спрос на товары, объемы производства и инвестиций в Кыргызстан, а - следовательно - доходы и расходы работников и собственников предприятий, организаций, бюджетной системы. Эти процессы самоусиления (мультипликации) экономической активности до сих пор работали в стране в обратную сторону - свертывание государственных расходов породило воспроизводственный коллапс. Эти процессы должны вывести из зоны бедности зарплату работников бюджетных организаций, всех желающих работать, пенсионеров и других лиц.
5.Использование банков развития и механизмов рефинансирования коммерческих банков под залог векселей производственных предприятий. Расширение сферы потребительского кредита на товары длительного пользования.
6. Стимулирование роста инвестиций в перспективные направления экономики за счет формирования государственных институтов и механизмов экономического развития.