|
Неизвестная коллекция Российской государственной библиотеки. Шедевры Дюрера, Раймонди, Калло, Рембрандта - на выставке в галерее Зураба Церетели.
Представлены работы итальянских, французских, немецких, нидерландских граверов XV-XVII веков. Некоторые эстампы западноевропейских мастеров гравюры выставляются впервые. Граверы были хроникерами своего времени, предшественниками фоторепортеров.
Гравюру Рембрандта ван Рейна «Отсечение головы Иоанна Крестителя» почти век не показывали публике. Она - из коллекции Российской государственной библиотеки. Последний раз эстампы «старых мастеров» выставляли в 1916 году тогда еще в Румянцевском музеуме, который позже расформировали. В здании поселилась библиотека. Гравюры вскоре перешли Пушкинскому музею. Альбом с Рембрандтом не взяли. Возможно, он был за кем-то «записан».
С Пушкинским музеем сотрудники Ленинки в середине 20-х годов решили потягаться - хотели создать свой Музей печатного искусства. Собирали плакаты, рисунки и, конечно, эстампы. Музей, правда, не получился, зато в отделе изоизданий сегодня - одна из крупнейших в России и, увы, самых неизвестных коллекций гравюр - 130 тысяч листов.
Великий немецкий живописец Дюрер - мастер ксилографии - оттисков на дереве. В работе «Большая пушка» он одним из первых опробовал офорт - это когда изображение на металле вытравливается кислотой. Придумал штрих, которым пользовались потом еще три века, пока не появилась фотография.
«Ранние мастера - это как раз характерно и для русской ранней гравюры - это коротенькие рубленые тоненькие штришки, не всегда в соответствии с анатомией. Дюрер, который специально изучал анатомию, разработал специальную штриховку для создания иллюзии глубины», - рассказала Мария Ермакова, ученый секретарь РГБ, куратор выставки.
К другим работам руку приложил Рубенс, что угадывается по пышным формам женщин. Сам мастер гравюры не делал - поручал ученикам. Схельте Адамс Больсверт, процарапывая рубенсовскую «Мадонну с младенцем, Святой Анной и Иоанном Крестителем», носил пробный оттиск учителю. Великий фламандец редактировал.
«Гравюра - это более эстетское произведение, оно требует определенной подготовки. И Рубенс это прекрасно понимал, выпуская свои гравюры. Он понимал, что будут ценить именно его мастеров. И когда кто-то пытался издать его рисунок в другой мастерской, то дело могло дойти до судебных разбирательств, как и было однажды», - пояснил Олег Хромов, член президиума Российской академии художеств.
Граверы XV-XVII веков - предшественники фоторепортеров. Хроникеры своего времени. На листах - битвы, осады, восхождения на трон. Это, наверное, первое в мире массовое искусство. Повесить у себя живопись Тинторетто мог позволить себе далеко не каждый. Но отпечатанное и вставленное в раму «Убийство Лукреция» не меньше украшало любые покои.
Два года назад Российская государственная библиотека начала оцифровывать свои фонды. На портале rsl.ru уже выложены диссертации и частично русская классика. А скоро будет готов сайт, посвященный войне 1812 года. Гравюры в библиотеке тоже сканируют. Возможно, скоро электронные копии всех этих произведений искусства тоже появятся в Интернете.
| |