|
Народный артист России Виктор Сухоруков готовится встретить юбилей. На следующей неделе ему исполняется 60 лет. В послужном списке актера - более сотни ролей в кино и театре. И не меньше курьезных историй.
Бесконечное обаяние Сергея Бодрова-младшего, казалось бы, без вариантов делало картину «Брат» фильмом одного актера. Но помимо исполнителя главной роли, лицо которого зрителям к тому времени уже было хорошо знакомо, настоящим открытием фильма стал Виктор Сухоруков. «Не только моя страна и ближнее зарубежье, даже во всем мире, я имею в виду и Европу, и Америку, меня окликают благодаря фильму "Брат" Алексея Балабанова. Конечно, уход Сергея оставил мне любовь к нему, которая перешла ко мне. Ко мне до сих пор подходит уже новое поколение молодых людей, приветствуют, здороваются, фотографируют», - говорит актер.
Сценарий второго фильма режиссер Алексей Балабанов писал уже «под Сухорукова».
«Мы жили в одной коммунальной квартире, и он знал меня и писал специально. Когда Сергей Бодров прочитал сценарий второго фильма, он позвонил мне и сказал: "Витюш, поздравляю, это твой фильм". А я и не понимал, что он имел в виду», -признается Виктор Сухоруков. Свою первую значительную кинороль Сухоруков сыграл задолго до «Брата» - еще в 1989 году, в сатирической комедии «Бакенбарды». Режиссер Юрий Мамин увидел в нем то, что до тех пор в нем киношники замечать отказывались - огромный актерский диапазон, позволяющий даже в рамках одного фильма легко переходить от смешного к трагичному, ловко выходя из самых неожиданных ситуаций.
Виктор Сухоруков: «Кровной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился». Да, это было на ступеньках Казанского собора, камера стояла на крыше дома Книги, и все снималось скрытой камерой, можно сказать. А ведь все остальное было по-настоящему, подошли милиционеры и попросили документы. А я продолжал читать, понимая, что меня снимают. И они меня под белы ручки повели в милицейскую машину, так, люди, общество, народ раскололся. Одни кричали, «убирайте его, подонка в КПЗ его, в кутузку», а другие просили отпустить. А ведь я читал стихи Пушкина".
К тому времени, как Сухорукова позвали сниматься в «Бакенбардах», он уже почти смирился с тем, что в кино ему дорога закрыта. Закончив в Москве ГИТИС в 1978 году, он по приглашению режиссера Петра Фоменко переезжает в Ленинград и становится актером Театра Комедии. Но после ухода Фоменко из театра уходит и Сухоруков. Четыре года он перебивается случайными заработками и едва вообще не уходит из профессии. Но затем находит в себе силы вернуться.
После съемок в Бакенбардах, Виктора Сухорукова замечает Алексей Балабанов, который в 1990-х снимает его почти во всех своих картинах. Особняком в этом ряду стоит картина «Про уродов и людей». Медитативная, почти мистическая драма о первых русских порнографах на рубеже XIX и XX веков.
«Я считаю, что это высший пилотаж кинематографического деяния Алексея Балабанова и я счастлив, что играю там роль под собственным именем Виктора Ивановича. Признаюсь, именно эта роль изничтожала меня, потому что я обязан был его любить, чтобы высекать обаяние, и вот эта любовь, она изничтожала меня, потому что я терпеть не мог этого человека», - рассказывает он.
Виктор Сухоруков уверен, умение полюбить своего героя - каким бы отвратительным он не был - является одним из главных умений актера. Тем более, что ему самому чаще приходилось играть роли как раз отрицательные.
«Да, я проживаю свою жизнь великолепно, в этих "качелях". Я - и туда и сюда, у меня есть и благородство в моих ролях, и ужасный большой серьезный оскал, всевозможные неприятные отрицательные негативные поведенческие вещи, которые существуют у людей», - говорит актер. Первой своей положительной ролью он называет роль императора Павла I в картине Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел». Последовавшая через три года роль настоятеля монастыря отца «Филарета» в драме Павла Лунгина «Остров» приносит актеру сразу несколько наград за лучшую мужскую роль второго плана.
К своему юбилею Виктор Сухоруков, по его собственному признанию, подходит, имея самое ценное, что может быть у актера - право выбора. Но эта свобода предполагает и удвоенную ответственность. Сейчас актер с головой погружен в сценическую работу - в столичном театре на Малой Бронной он в качестве приглашенной звезды исполняет главную роль в комедии Жана-Батиста Мольера «Тартюф». Но, даже имея за плечами сорокалетний опыт и играя классику, Сухоруков не теряет почти юношеского азарта. Впрочем, к круглым цифрам актер относится без всякого пиетета. Виктор Сухоруков: «Когда человека поздравляют с юбилеем, это так обидно, потому что мне кажется, что такое юбилей для человека - это поступки его, события его, речи в его жизни, и явления, которые его либо молодят, либо будоражат, либо заставляют повернуть свои оглобли на 180 градусов, вот это юбилей, когда что-то бурлит и меняется в твоей жизни. И это я говорю о своем юбилее, потому что глобальные события, сенсации, чудеса происходили в моей жизни, в промежутках между нолями, чего и вам желаю».
| |