|
- Гость нашей студии - Григорий Явлинский. Здравствуйте, Григорий Алексеевич.
В интервью программе «Вести в субботу» лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский прокомментировал грядущие выборы в России, а также сложившуюся экономическую ситуацию в Греции.
- Здравствуйте.
- Григорий Алексеевич, Сергей Нарышкин, перечисляя конкурентов Единой России в Ленобласти, назвал «Справедливую Россию», коммунистов, ЛДПР, не назвал вас. Как вы думаете, почему?
- Ну, если говорить о Ленобласти, то там «Яблоко» сняли с выборов, просто не допустили до выборов. Но это примерно то же самое, что произошло в городе Химки, где нас сняли тоже по подписям. Существует в России такой принятый Госдумой в последнее время специальный закон, я бы сказал карательный, использование подписей как карательный механизм, с помощью которого снимают с выборов. Это не новость. Нас сняли во многих регионов, и это продолжалось уже несколько лет, это есть сейчас.
- Но вы, тем не менее, вернулись сейчас с того же северо-запада из Петербурга, где вы возглавляете еще и региональный список партии «Яблоко» на выборах в Госдуму, правильно я понимаю?
- Совершенно верно. Дело в том, что северо-запад, вы про него все время спрашиваете, вот я хочу сказать, что в Псковской области, например, области, например в Себежском районе, на последних региональных выборах полгода назад весной и на региональных выборах перед этим Яблоко получало более 20 процентов на региональных выборах. Там, где «Яблоко» допускают к выборам, она получает очень высокие результаты, несмотря на то, что последние восемь лет партия находится в непростом положении.
- А вот как раз в этой связи к вам вопрос. Сейчас начинаются теледебаты, это святое, полагаю, что и вы к ним готовитесь. Но история вашей партии доказывает, что нечего иной раз жаловаться на телевидение, от двери к двери идти, и иной раз получается кампания эта более эффективная. Вот вы сейчас все-таки на что основной упор делаете? Да, вы сейчас в телевизионной студии, но вот это ваша тактика от двери к двери она в чем?
- Мы делаем основной упор на следующем. Мы точно знаем, что абсолютное большинство граждан, которые нас поддерживают, и даже те, которые думают, за кого голосовать, считают, что России нужны глубокие серьезные перемены. В самых разных слоях общества программа «Яблока», которая связана с восстановлением действия закона, собственности, неприкосновенности ее, разделения властей, независимости суда, конечно вызывает поддержку. Мы получаем крупные результаты. Но и это еще не все. Я думаю, что вы будете, наверное, говорить со мной об экономическом кризисе, по крайней мере мировом.
- Ну, сейчас доберемся.
- И о проблемах Европы, я так думаю. Так вот я хотел сразу же сказать, что в России можно реально заниматься ростом нашей экономики на основе развития внутреннего спроса. Если все же отважиться и начать давать людям бесплатно землю для строительства своих домов, а инфраструктуру, газ, электроэнергию и воду и дорогу подводить за счет средств, которые государство накопило за последние годы от продажи нефти и газа, вот основные пункты, с которыми нужно сегодня идти к людям, и тогда будет ответ, мы его видим, и во Владимире и в других областях, там, где нас допускают до выборов.
- Теперь про экономический кризис. Только я хотел с вами поговорить про экономический кризис с вами, как с демократом.
- Как с демократом? Демократы очень любят говорить про экономический кризис, важное дело, между прочим.
- Печальная история, на самом деле, если вдуматься в то, что произошло на неделе в Европе. Было желание определенного сегмента греческих политиков обратиться напрямую к избирателям, что очень демократично, тем более на родине демократия, и из Парижа, из Берлина, назовем это окрик, рекомендация, тут уж как угодно, ребята, не надо, давайте мы без людей разберемся вот тут в нашей компании. Это очень печальная история. Получается, что такая идеальная хорошая демократия и в Европе буксует?
- Вы знаете, что по уровню ВВП на душу населения Греция в два раза превышает Россию. То есть для начала нужно сказать, что проблемы, с которыми сталкивается Греция, совершенно не похожи на нашу проблему. У них там нет зарплаты в шесть тысяч рублей, таких нет у них зарплат. И нет у профессора зарплаты 25 тысяч рублей, там такого не может быть. Там качественно другой уровень жизни. В два раза выше уровень жизни по показателю ВВП. Это же существенный показатель. Ну вот, это первое. А второе, я хочу сказать, ну, конечно, там очень серьезная проблема. Но только вы когда-нибудь слышали, чтобы, скажем, операцию в медицине решали путем голосования на референдуме или еще что-нибудь такое?
- Я другого боюсь. Я боюсь, что те, кто привержены идее такого, знаете, авторитарного капитализма, сейчас глядя на кризис в том же самом Евросоюзе скажут, ну вот она вам демократия, и ничего не работает.
- А, вы имеете в виду в России?
- И в Китае.
- Ну, в Китае, там вообще отдельная история, там совсем другого типа капитализм. Но хочу сказать вам, что с помощью референдумов вопросы экономической политики не решаются. Таких референдумов не бывает. Кроме того, мы же знаем, вот был референдум в Исландии, нужно ли возвращать вкладчикам долги банков, которые обанкротились. Конечно, нужно говорить, что нет. Ну, просто такие вопросы нельзя, нельзя на референдумах решать вопросы.
- То есть, вы народу до конца все-таки не доверяете?
- Народу нужно доверять абсолютно, потому что, смотрите, вчера было голосование там относительно доверия правительства, 153 на 145. Разве это не народ голосует? Это же настоящий парламент. В отличие от других парламентов, ну, например, нашего, где невозможно представить себе голосование о доверии правительству. Так вот где больше демократии, там, где парламент голосует доверие правительству так или иначе, или в стране, в которой вообще в принципе это немыслимо, потому что монопольно властвует и стране и в Думе одна партия.
- Спасибо. Григорий Явлинский был гостем нашей студии.
- Спасибо большое.
| |