|
Режиссер Олег Дорман, автор фильма «Подстрочник» с Лиланой Лунгиной снял новый фильм - «Нота». Документальная картина посвящена жизни выдающегося советского дирижера Рудольфа Баршая. О фильме и о том, каким должно быть современное документальное кино Олег Дорман рассказал культурному обозревателю радио «Вести ФМ» Анне Кочаровой.
Кочарова: Добрый день, в студии Анна Кочарова. И я рада представить нашего сегодняшнего гостя - это кинорежиссер Олег Дорман. Добрый день.
Дорман: Здравствуйте.
Кочарова: Автор многих фильмов. Но, наверное, в первую очередь наши слушатели знают вас по фильму «Подстрочник» с Лилианой Лунгиной, который выходил на канале «Россия», и потом его показывал канал «Культура». И фильм этот действительно произвел ни много ни мало, а эффект такой разорвавшейся бомбы. А сейчас вы готовите новый фильм к выходу (я надеюсь, что к скорому выходу), новый фильм о дирижере Рудольфе Баршай, дирижере, которого, в общем, не то что широкая публика сегодня не помнит, а, к сожалению, и для многих музыкантов он остался далеко в прошлом, потому что он в конце 70-х годов вообще уехал из Советского Союза и оказался, так сказать, оторван от нашей жизни. Почему именно его фигура и сейчас?
Дорман: Я шел к вам и думал: вот спросят меня - почему?
Кочарова: Очевидный вопрос.
Дорман: А ведь честного ответа я не знаю сам, это складывается как-то. Я лучше вам расскажу, как это сложилось. Это было прошлым летом в конце августа, когда здесь стояли страшные дымы от пожаров.
Кочарова: Летом 2010.
Дорман: Да. И вдруг поэт Вера Павлова рассказала мне о Рудольфе Баршае. И я совершенно не понимаю, почему я так отозвался. Думаю, что дело, во-первых, в музыке, во-вторых, в фигуре дирижера, и, в-третьих, в том, что это человек 86 лет. Я только знал, что, например¸ 40-я Симфония Моцарта (для моего поколения во всяком случае) звучала всегда из рук Баршая и его оркестра, только мы уже этого не знали, потому что на пластинках его имя не ставилось. Было просто написано: Московский камерный оркестр. Но как-то передавалось, кто вообще на самом деле там дирижировал.
Кочарова: И у вас в фильме есть замечательные кадры, когда вы едете с ним в машине, и работают дворники автомобильные, и дальше картинка диска, где стирается его имя после его отъезда.
Дорман: Спасибо. Да, так было. И все мы любим песню Никитиных «Под музыку Вивальди». Так вот, никакой музыки Вивальди не было бы в СССР, если бы не Баршай, потому что именно его камерный оркестр начал играть широко концерты Вивальди. До этого Вивальди иногда появлялся в концертах с мощными произведениями какими-то, но никто не грустил и не печалился под его музыку. Так что Баршай в этом смысле вернул его и открыл его публике. Но ничего этого я не знал или знал в самых общих чертах. Я ему позвонил, очень волнуюсь и трепеща. И вот дальше посмел ему предложить: не хотите ли вы... Он говорит: а, может быть, и хочу, приезжайте. Ну ничего себе вообще - приехать в Швейцарию! Мы знали, что Рудольф Борисович себя плохо чувствует. И когда мы приехали, то сразу две вещи увидели. Первое, что, вероятно, он уходит.
Кочарова: Это чувствовалось.
Дорман: Да. А второе, что это какое-то неземное человеческое существо. Когда он вышел, посмотрел на нас своими голубыми глазами, эти сияющие белые волосы и эта улыбка невероятная, то я подумал: что же нам делать, мы, наверное, не успеем вернуться.
Кочарова: То есть вы здесь выступили и в качестве оператора, и сценариста, и режиссера, и всех.
Дорман: У меня не было выхода, да. Я вспомнил все, что я подсмотрел у операторов, как они это делают.
Кочарова: И все, чему вы когда-то учились.
Дорман: Да.
| |