|
52-летний предприниматель Пол Селью обеспокоен тем, что человечество производит все больше и больше отходов. Это беспокойство помогло ему создать за последние 30 лет шесть компаний, связанных с экологией.
В 1983 году Пол основал свою первую компанию Earthgro, перерабатывающую отходы сельского хозяйства в удобрения. В 1998 году она производила в год около 320 000 тонн (это 20 млн мешков) компоста, который отлично продавался в магазинах для садоводов по всей стране. Селью продал бизнес фирме Scotts за $47 млн.
Последний его проект - массачусетская компания Harvest Power - строит в пригородах заводы, перерабатывающие пищевые отходы и скошенную с газонов траву в энергию. Найти сырье не составляет труда. По данным Национального института диабета, пищеварительных и почечных заболеваний, количество пищевых отходов на человека в день увеличилось с 1974 года в полтора раза, содержащаяся в них энергия составляет 1400 кКал (это два бигмака) - люди стали чаще есть на ходу, а порции увеличились. Из этих объедков можно выделить огромное количество энергии. «Треть того, что выкидывает наше общество - это объедки и садовые отходы, это много миллионов тонн сырья. - утверждает Селью. - Мы хотим сделать шаг вперед относительно Earthgro и производить энергию из мусора, прежде чем компостировать его».
В прошлом году Harvest Power привлекла $40 млн инвестиций. Среди инвесторов венчурный фонд Kleiner Perkins Caufield & Byers и мусорная компания Waste Management. В конце 2010-го Селью откроет неподалеку от Ванкувера завод, производящий энергию с помощью так называемого «твердого анаэробного разложения»: влажные отходы перемешиваются в огромных чанах с бактериями, которые в течение двух недель превращают жижу в метан и углекислый газ. Сухой мусор идет на компост. А метан можно подавать в газовые магистрали, сжижать и использовать как автомобильное топливо или сжигать на тепловых электростанциях.
Таких заводов в Европе уже около двухсот, но технология молода, и многие тонкости процесса еще предстоит выяснять. «Мы бросили дерзкий вызов, - говорит Уэйн Дэвис, сооснователь Harvest Power, отвечающий в компании за GR. - Никто раньше не тратил столько денег на тестирование и разработку».
«Я люблю создавать компании, - объясняет Селью, - это увлекательно, и мои идеи, кажется, приносят пользу. Я убежден, что обществу стоит вести возобновляемое хозяйство. Все компании, созданные мной, построены вокруг этой идеи».
Пол окончил Сельскохозяйственный колледж в Корнелле в 1980 году и три года играл форвардом в баскетбольных клубах Аргентины, Италии и Бельгии, после чего вернулся на семейную ферму в Коннектикуте. Эта ферма - один из крупнейших поставщиков цветов в США. Отец познакомил его с живущим по соседству производителем грибов, который как раз думал о том, где бы найти переработчика грибных отходов. Вскоре Селью вывозил грузовиками органический мусор на 30-акровую ферму по соседству и перерабатывал в компост. Так появилась Earthgro.
Компост Пола оказался лучше аналогичной продукции из торфяного мха, поскольку содержал микроорганизмы, препятствующие развитию заболеваний. К тому же Пол, благодаря отцу, располагал клиентской базой. Вскоре встал вопрос расширения производства: в густонаселенных пригородных зонах надо было строить компостные ямы, не распространяющие вонь.
Селью потратил несколько лет на создание бетонного бассейна размером с футбольное поле, оборудованного крутящимися барабанами, вентиляционными трубами и терморегуляцией, в котором сырье превращалось в компост за четыре недели вместо обычных двенадцати. Система оказалась настолько удачной, что Пол основал новую компанию International Process Systems, строящую компостные бассейны для сторонних заказчиков. В 1991 году, продав права на изобретение за $23 млн, он оставил за собой право на бесплатную лицензию для всех своих заводов. Между тем Earthgro продолжала расти - все больше и больше муниципалитетов запрещали выкидывать садовые отходы на свалки. Новые источники сырья поддержали продажи: к 1998 году, когда компания была продана, она приносила почти $50 млн прибыли.
Не все начинания Селью проходили так гладко - отчасти потому, что он занимается множеством дел сразу. «У Пола самая большая сеть контактов из всех известных мне предпринимателей, - объясняет Амол Дешпанде, младший партнер Kleiner Perkins и сооснователь Harvest Power. - Он убеждает людей снова и снова участвовать с ним в рискованных начинаниях».
В 2000 году Селью, скооперировавшись с родственниками, заплатил несколько миллионов долларов (он отказывается сообщить точную сумму) за Finger Lakes Aquaculture - фирму, занимавшуюся выращиванием тилапии в закрытых бассейнах. Вскоре рыбы заболели и начали умирать. В 2002-м Селью лично возглавил компанию и вложил в нее еще несколько миллионов, чтобы довести производство до запланированного миллиона фунтов рыбы ежегодно. Но личное руководство не помогло, и в 2005-м Селью оставил компанию, которая со временем обанкротилась. «Там я понял, что каждой компании требуется менеджмент, который живет и умирает во имя нее, - говорит Пол. - Здесь этого не было». Дэвид Колл, один из инвесторов Finger Lakes, высказался конкретнее: «Пол вечно занят реализацией многих идей. Он никогда не посвящал себя компании полностью».
В 2004-м Селью вложился в рынок квот на выброс газов. Совместно с компанией Environmental Credit Corporation он строил установки, которые улавливали и разрушали метан, выбрасываемый молочными фермами и свинофермами. Возглавив предприятие и вложив в него «семизначную сумму», он продал свою долю в 2007-м с небольшой прибылью.
Куда лучше пошло разведение помидоров. В 2005-м году Селью стал выращивать гидропонные помидоры в парниках в Мэне. Возглавить компанию Backyard Farms он позвал Уэйна Дэвиса, менеджера Fidelity Investments, с которым подружился на детских спортивных соревнованиях. «Я ничего не знал о помидорах, но мне хотелось работать с Полом», - рассказывает Дэвис. Три года спустя компания построила 10 гектаров парников, а ее прибыль в 2009 году, по данным Hoover's, составила $6 млн.
Селью остается мечтателем. «Мы сможем перерабатывать мусор дешевле, чем берут сегодня за то, чтобы выбросить его на свалку, - говорит он.
| |