Каждый шестой гражданин современной Украины исповедует советские культурные традиции, а «избранные» представители этой ментальной группы составляют костяк нынешней партии власти
Главный государственный праздник в СССР - 74-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции - был отмечен в последний раз (хоть и наименее широко в своей истории) 20 лет назад. Это произошло ровно за месяц до ликвидации самого государства Советский Союз в результате известных Беловежских соглашений. Правда, в Украине статус официального праздника 7 Ноября потеряло только в феврале 2000-го, а в России, правопреемнице СССР, этот день был вычеркнут из праздничных календарей лишь в 2004-м. До сих пор Великий Октябрь празднуют исключительно в Беларуси. Год назад входящие в парламентское большинство украинские коммунисты таки попытались вернуть 7 Ноября статус государственного праздника, но безрезультатно. Хотя в силу особой ностальгии нынешней правящей элиты страны по советскому периоду истории можно предполагать, что в будущем подобные попытки вполне могут стать успешными.
Но речь не о прошлом и будущем Украины, а о ее настоящем. Современное отношение в обществе к празднованию дня пролетарской революции (так, кстати, 7 Ноября называлось в СССР до 1971 года) - один из ключевых индикаторов для понимания такого явления, как homo sovieticus, количественного и качественного анализа этих индивидуумов. До сих пор украинцы, относящие себя к советской культурной традиции, представляют вторую по численности ментальную группу после украиноцентричных сограждан. Именно предпочитающее «советский образ жизни» население составляет электоральное ядро и Партии регионов, и Виктора Януковича. Преувеличивать значение homo sovieticus в историческом процессе, конечно, не нужно, но преуменьшать его также не стоит. Тем более что многие видные члены ПР во главе с премьером Николаем Азаровым, да и с самим Президентом включительно, - типичные носители советского менталитета.
Законсервированная одна шестая
В 2002 году 16,3% украинцев считали 7 ноября самым большим праздником. Такие данные в то время получил Центр Разумкова, проведя тематический соцопрос. Через четыре года украинский политический ландшафт успел радикально измениться, но пропорции остались прежними. Проведя в 2006-м исследование украинской самоидентификации, тот же Центр Разумкова выявил, что к советской культурной традиции себя причисляют 16,4% опрошенных респондентов, а к сугубо русской - только 11,3%, причем такой результат был бы значительно ниже, если бы не Крым - 55,5% крымчан близка не советская, а именно русская традиция.
Как раз это исследование показало тотальное превосходство в обществе украиноцентризма - к украинской традиции себя отнесли более 56% участвовавших в опросе. Социологи также выявили тенденцию к консервации советского мышления у одной шестой части украинского общества. Последующие социсследования лишь подтвердили обнаруженный тренд - в разных опросах количество людей с советской ментальностью фиксировалось между 15 и 20%. Так что наличие такой советской одной шестой среди современного украинского народа спустя 20 лет после исчезновения советского государства, занимавшего одну шестую часть планеты, можно считать нашим социокультурным и историческим феноменом.
Но если посмотреть на homo sovieticus с точки зрения возрастных категорий, все становится на свои места. Среди пенсионеров таковых - треть, среди людей предпенсионного возраста (молодежь 1970-х годов) - уже одна пятая, а среди нынешней молодежи, пережившей распад СССР в раннем детстве, - около 5%. Поэтому в отношении перспективы распространения в будущем советских мировоззренческих доктрин большой пессимизм проявляют даже сами носители советской идентичности. Так, в одном из социсследований на вопрос, какая культурная традиция будет доминировать в Украине через 20-25 лет, только 1,3% респондентов назвали советскую.
С центром в Донбассе
Совершенно прогнозируем ареал распространения «советских людей» в Украине - это преимущественно восток и юг страны. Наибольшая концентрация обладателей советского менталитета наблюдается в Донбассе - тут таковых более 30%. В целом по Восточной Украине к советской культурной традиции себя причисляет четверть взрослого населения, в Южной Украине немного меньше - 20%. По этому показателю резко отличается бывший «оранжевый» пояс. Но если в центральном регионе лишь каждый десятый житель называет себя сторонником советского мировоззрения, то на западе страны homo sovieticus - только 1,5%. Собственно, глубиной последствий эксперимента по созданию «новой исторической общности - советского народа» можно объяснить практически все региональные различия в Украине. И, судя по всему, с этим во многом связаны и нынешняя карта электоральных предпочтений в стране, и политическое долголетие откровенно ретроградных идей и проектов.
В 90-е годы таким положением вещей активно пользовалась компартия, занимавшая первую строчку в рейтингах поддержки. Более того, тогда практически ни одна всеукраинская политическая сила не могла игнорировать левые идеи (правда, «детскую болезнь левизны» у партий в первое десятилетие украинской независимости можно также истолковать социальным запросом на фоне резкого обнищания основной массы населения). В новом тысячелетии «красный пояс» сменил цвет на «бело-голубой» усилиями прежде всего «избранных» обладателей советского менталитета. Их от остального массива homo sovieticus отличало то, что они смогли адаптироваться в суровых постсоветских реалиях, а некоторые в новых условиях даже изрядно преуспели. И успех «перекраски» базового электората произошел в основном благодаря просоветским декларациям этих «избранных», которые в настоящее время составляют костяк правящей Партии регионов и продолжают уже не просто декларировать, а насаждать советские ценности по всей стране.
Сны homo sovieticus
Итак, кто они такие - люди с советской ментальностью, и какие качества им обычно приписывают? Прежде всего, «советскому человеку» присущи чрезмерная идеологизированность, духовная несвобода и внутренняя несамостоятельность. Выражается все это в социально-иждивенческих установках, антидемократизме, а также нетерпимости к чужому мнению и чужой индивидуальности. Своего же собственного мнения этот индивидуум практически лишен, он слепо верит в массовую пропаганду и следует указке признанных им «вождей». Такой homo sovieticus может жить только в системе патернализма, когда себя и своих сородичей он воспринимает как «детей», а представителей власти - как «родителей», которые обязаны во всем заботиться о своих «чадах». На верхушке власти, само собой, - «верховный отец». Спустя 20 лет после исчезновения самого советского общества эти люди так и не смогли найти себе достойное место в новых реалиях, отсюда их злость и зависть ко всему окружающему.
Для людей, исповедующих советскую культурную традицию, «золотым веком» является период застоя, точнее, самое стабильное застойное десятилетие - 1970-е. О героических сталинских, неоднозначных хрущевских или провальных горбачевских временах (таковы их исторические характеристики в понимании «советского человека». - Авт.) можно поговорить, но жить в эти периоды абсолютно не хочется. Имя Леонида Ильича не на устах у носителей советской идентичности, оно у них - в подкорке. Как и фраза, прозвучавшая в 1977 году на XXV съезде КПСС в докладе Брежнева: «Главный итог пройденного пути - наш советский образ жизни. Атмосфера подлинного коллективизма и товарищества, сплоченность, дружба всех наций и народов страны, которые крепнут день ото дня, нравственное здоровье, которое делает нас сильными, стойкими, - таковы яркие грани нашего образа жизни, таковы великие завоевания социализма, вошедшие в плоть и кровь нашей действительности». Для многих украинских homo sovieticus современное воплощение «плоти и крови действительности» 35-40-летней давности связано с образом Януковича. Не зря же Виктор Федорович внешне похож не только на Леонида Ильича, но и на секс-символа советской эстрады 1970-х Льва Лещенко.
Будущее поколение «совков» будет занесено в Красную книгу
Но сколько бы нынешние власть имущие ни говорили о возрождении советских ценностей, у них мало что получится. И дело тут не только в том, что у элитных функционеров ПР, живущих в роскоши, нет того авторитета в обществе, который имели в застойные времена представители советской аскетической (для большинства народа) партноменклатуры. И не только в том, что на практике тяжело найти среди чиновников того, кто в своей жизнедеятельности следует советским, а не буржуазным установкам. Дело в механике. Конечно, сегодняшних детей могут приучать играть в «Зарницу», а студентов привлекать в «дружинники». Можно развернуть широкую пропаганду в духе программы «Время» и «Сегодня в мире» и без конца крутить по телевидению советскую киноклассику. В конце концов, взять под государственную охрану сохранение советских памятников (желательно, открыть еще и новые) и названий населенных пунктов, площадей и улиц, а возвращенные за последние десятилетия названия опять изменить на прежние советские. Но единственная движущая сила для хотя бы сохранения советской культурной традиции в мозгах нынешней одной шестой части украинцев - банальная ностальгия по СССР.
Впрочем, эта «тоска по родине» может охватывать только тех, кто в этой «родине» жил. Во-первых, колбаса «по 2,20» и водка «по 3,62» способны существовать исключительно в живых воспоминаниях, которые не передаются по наследству. Во-вторых, само явление любой ностальгии психологи объясняют желанием ностальгирующего вернуться в прошлое, то есть в свою молодость. А иногда просто называют фрустрацией - психическим состоянием, возникающем в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. Таким образом, ностальгия не может давать конструктивных толчков для развития чего-либо, она деструктивна по своей сути и на ней долго не протянешь. А тем временем популяция «советских людей» в Украине будет с каждым годом неумолимо сокращаться. И хоть окончательно не исчезнет, но скоро окажется среди вымирающих видов.