Председатель Комитета по транспорту Казани ответил на вопросы радиослушателей.
(KZN.RU, 6 ноября). Как избавиться от пробок в Казани, как можно улучшить транспортную ситуацию в городе - на эти и другие вопросы в ходе радиопрограммы «Деловой вторник на Эхе Москвы» ответил председатель Комитета по транспорту Исполкома города Айдар Абдулхаков.
**Айдар Камилевич, как в целом вы можете охарактеризовать ситуацию на казанских дорогах? **
**А.А.: ** Делать оценки достаточно сложно. Интернет-ресурс «Яндекс.Пробки» оценил среднюю загруженность казанских дорог, по данным за последний год, на 5,5 по 10-балльной шкале. Это в целом по городу. Но надо понимать, что у нас есть улицы, которые выработали свой ресурс пропускной способности и работают на пределе. А есть улицы на окраинах, где проблема пробок вообще не существует. Есть цикличность по времени суток и времен года.
**В чем основная причина пробок? **
**А.А.: ** Казань достаточно старый город. Рост города пришелся на послевоенные годы, когда вся промышленность была направлена на восстановление хозяйства. Меньше внимания уделялось строительству дорог, больше - жилью. Советские СНиПы (Строительные нормы и правила) предусматривали соотношение площади дорог как 10% к общей площади города. Если сравнивать, в Нью-Йорке соотношение площади дорог к площади города составляет 35%. Строительство велось исходя из подхода доминирования общественного транспорта над личным. Это было во время, когда абсолютное большинство жителей пользовались общественным пассажирским транспортом, и никто не мог предположить, что так сильно вырастет количество личных автомобилей.
Нам банально не хватает дорог для того уровня автомобилизации, к которому мы сегодня подошли. За последние 5 лет, начиная только с 2006 года, число автомобилей в Казани выросло в 2 раза. Если 5 лет назад было зарегистрировано 145 тыс. автомобилей, то по последним данным ГИБДД - более 300 тысяч. За 9 месяцев этого года число автомобилей в Казани увеличилось на 15 тысяч. Это только машины, зарегистрированные в городе, мы не учитываем зарегистрированные в прилегающих районах - Лаишевском, Пестречинском.
Советские СНиПы были рассчитаны исходя из уровня автомобилизации 100 машин на тысячу жителей. Сегодня мы имеем 264 автомобиля, зарегистрированных в Казани, на каждую тысячу горожан. И это не предел. Крупные города Европы давно достигли уровня в 600 автомобилей на тысячу жителей. Но стоит учитывать количество дорог, развязок, организационные мероприятия по запрету въезда в центр города, парковочные места, дорогая парковка в центре и дешевая на окраинах - они проходили этот путь. Нам важно, зная опыт других городов, приспособить его к существующим условиям. Но пробки - это неизбежный спутник больших городов.
**Итак, основная причина пробок - нехватка дорог. Еще есть какие-то причины? **
**А.А.: ** Основная причина - нехватка дорог под сложившийся уровень автомобилизации, соответственно - нехватка парковочных мест. Для городов-миллионников не зря был советский стандарт - строительство метрополитена. Пока у нас, к сожалению, работает только одна линия. Представьте, если было бы этих линий пять. Сегодня от «Проспекта Победы» до «Козьей Слободы» в метро можно доехать за 15 минут. Ни на одном автомобиле мы с такой скоростью не доедем. Ни один транспорт, кроме метро, не сжимает так город по своей оси. Вот эта нехватка таких «неуличных» скоростных видов транспорта плюс отсутствие достаточного количества дорог, конечно, накладывает свой отпечаток.
**Слушатель Хайдар предлагает увеличить режим работы светофоров, которые тормозят движение... **
**А.А.: ** У нас в планах к 2013 году создать адаптивную систему управления дорожным движением. Сегодня имеющаяся в городе система - наполовину первого, наполовину второго поколения. А создается четвертого поколения - это система, которая будет переключать свет светофора в зависимости от интенсивности движения на дороге. Сегодня контроллер работает по такому принципу, что если светофор настроен работать зеленым определенное количество секунд, он так и работает. Единственная возможность регулировки позволяет немного изменять режим работы на утро-вечер, но независимо от дорожной ситуации. Новая адаптивная система, которая работает во всех крупных городах Европы и мира, в зависимости от длины «хвоста» на перекрестке регулирует время работы того или иного цвета светофора. Мы к этому идем.
**А когда придем? **
**А.А.: ** Из 265 перекрестков, которые регулируются светофорами, в ближайшей перспективе - к 2013 году - планируется переоснастить 95 перекрестков и 14 развязок в Казани. Сегодня же регулировать тот или иной светофор чревато тем, что этот поток приходит к следующему перекрестку. Там, где возможно сделать «зеленую волну», мы делаем. Но очень многие перекрестки по своей интенсивности равнозначны. Если мы на предыдущем перекрестке увеличиваем интенсивность прохождения потока в этом направлении, то на следующем имеем уже гораздо более серьезную проблему. Поэтому настройка светофоров контролируется нами очень внимательно.
У нас есть специальные программные средства, и прежде чем что-либо поменять, мы моделируем ситуацию: если изменение времени работы светофора приводит к улучшению на всем транспортном узле - не просто на одном перекрестке, а на узле, включая прилегающие 3-5 перекрестков - тогда такие изменения вносятся. В частности, две недели назад, когда мы включили телефон горячей линии, от жителя Казани было предложение изменить время работы светофора у «Акчарлака», чтобы при выезде с ул.Патриса Лумумбы правая стрелка на Ершова загоралась скоординировано. Мы смоделировали ситуацию, и время работы светофора на этом перекрестке сейчас изменено.
**Городские власти просили жителей Казани проявить активность и высказать свои мнения по поводу того, как избавиться от пробок. Много ли поступило конструктивных предложений? **
**А.А.: ** На сегодняшний день мы получили более 1200 предложений. Хочу всех поблагодарить, действительно, у людей есть реальные конкретные предложения по той или иной ситуации, каждое из которых мы очень внимательно рассматриваем на специально созданной по поручению Мэра города Ильсура Метшина комиссии и принимаем решение. Конечно, в первую очередь рассматриваются те предложения, которые не требуют больших денежных затрат.
Так, было предложение убрать электричку из оврага на ул.Абжалилова и сделать скоростную магистраль. Нам это, возможно, и интересно, но требует таких денежных вложений, что сегодня просто нереально.
Очень много было предложений по открытию постоянного правого поворота, для чего необходима дополнительная секция светофора. 17 перекрестков до конца года будут дооборудованы, и правый поворот здесь будет постоянным.
Были предложения установить резиновые настилы при переезде трамвайных путей. До конца года такой настил появится на перекрестке ул.Зорге - Фучика, а в первом квартале следующего года - по всему маршруту следования трамвая по Большому Казанскому кольцу.
Хочется отметить, что такого рода предложения - повторяющиеся. По поводу правого поворота их поступило около 80 по различным перекресткам. Это говорит о том, что объем мероприятий, которые возможно провести в ближайшее время, не так велик. Но, тем не менее, все поступающие предложения заслуживают самого пристального внимания и самой детальной проработки, и мы каждое из них рассматриваем.
Все автомобильные новости