|
Болгария признала приемлемыми экологические риски нефтепровода Бургас - Александруполис. Но бесконечные проволочки с болгарской стороны могут заставить Россию отказаться от проекта. К тому же наращивать экспорт сырой нефти по южному направлению не имеет экономического смысла, отмечают эксперты.
Болгарские власти одобрили оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта нефтепровода Бургас - Александруполис. Об этом сообщает агентство «Прайм» со ссылкой на вице-президента «Транснефти» Михаила Баркова. Это ключевое заключение, необходимое для строительства трубы. Болгария должна была одобрить ОВОС еще в феврале текущего года, но сроки утверждения документа неоднократно переносились. Болгария считает, что строительство нефтепровода связано с высокими экологическими рисками и, кроме того, невыгодно для страны. Но несмотря на получение положительного экологического заключения, российские участники проекта планируют обсудить возможность заморозки проекта, сообщили «Газете.Ru» в «Транснефти». В проекте Бургас - Александруполис участвуют три российские компании - «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром нефть», каждой из них принадлежит по 17% в проекте. «Болгария одобрила ОВОС на уровне министерства экологии, однако, согласно болгарскому законодательству, нужно еще получить одобрение муниципалитетов. То есть окончательного решения по-прежнему нет», - объясняет пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин. Кроме того, Болгария так и не начала выделять деньги на проект. Болгария тормозит проект уже не первый год и летом прошлого года даже угрожала выйти из него из-за нехватки средств, но дальше заявлений дело не пошло. В июле глава «Транснефти» Николай Токарев назвал позицию Болгарии по проекту оскорбительной для России и заявил, что труба может быть построена и в обход болгарской территории. Подробностей он не сообщил, но эксперты говорили, что альтернативой Болгарии могла бы стать Румыния. В начале сентября Барков, говоря о возможной заморозке проекта, отметил, что проблема Босфора и Дарданелл может быть решена за счет других нефтепроводов, предполагающих транспортировку нефти в обход проливов. По словам Баркова, таких проектов насчитывается полтора десятка, причем семь из них являются наиболее реальными. Барков заявил, что «Транснефть» может принять участие в одном из таких проектов, например в Трансфракийском нефтепроводе (должен соединить черноморское побережье Турции с турецким портом Сарос на Средиземном море; этот маршрут на 100 км короче, чем Бургас - Александруполис). Труба Бургас - Александруполис России на самом деле не слишком нужна, говорит источник «Газеты.Ru» в нефтяной отрасли. «Для экспорта сырой нефти значительно более предпочтительным является северо-западное направление, - поясняет он. - На юг, в Средиземноморье, выгоднее транспортировать нефтепродукты, а они традиционно поставляются не по трубе, а танкерами. Нет экономического смысла наращивать экспорт сырой нефти по этому направлению». В проекте Бургас - Александруполис заинтересованы в первую очередь Казахстан и работающая в этой стране американская компания Chevron, поясняет собеседник «Газеты.Ru»: «Казахстанская нефть по газопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) прибывает в Новороссийск, а оттуда танкерами транспортируется в порты Черного и Средиземного морей. Танкеры проходят через переполненные проливы Босфор и Дарданеллы, поэтому для поставщиков казахстанской нефти строительство Бургас - Александруполис весьма актуально».
Автор: Алексей Топалов
| |