|
Отечественные зрители могут увидеть картину датского режиссера Николаса Виндинга Рефна о голливудском каскадере, который по ночам подрабатывает в качестве водителя у грабителей
Кинообозреватель «Труда» считает, что лента с оскаровским номинантом Райаном Гослингом в главной роли, получившая приз за режиссуру в Каннах, не без оснований претендует на статус культовой.
Хладнокровный молчун с непроницаемым лицом упакован в куртку со скорпионом на спине и не имеет другого имени, кроме обозначения его профессии: Драйвер, то есть шофер. Трюки на съемочной площадке поддают лишь малую долю адреналина в его кровь. Основная часть приходится на заведомо преступные ангажементы. У Драйвера железное правило: ждать подельников в машине ровно пять минут, после чего уезжать. Он не хочет знать ничего лишнего о нанимателях и вообще предпочитает общению с кем бы то ни было возню с гоночными тачками в автомастерской. Или же просто катается в одиночестве на машине по ночному Лос-Анджелесу и слушает вкусный саундтрек.
Но однажды надежную защиту Драйвера пробивает милая соседка в исполнении трепетной Кэри Маллиган: ее муж в тюрьме, она рада дружеской поддержке. Герою Гослинга девушка активно нравится, однако он упорно держит с дамой сердца дистанцию. И даже предлагает помощь ее супругу, которого взяли в оборот криминальные дружки. Шоферу приходится нарушить собственные правила - насчет пяти минут и того, чтоб ни во что не вмешиваться, помимо кручения баранки и дачи по газам. В результате шаткое экранное равновесие разряжается пальбой и погонями.
Райан Гослинг настолько избаловал публику филигранным исполнением предыдущих своих ролей, что многие приняли как должное очередную, сыгранную в "Драйве". Между тем актер оттачивает здесь свой минималистский шик до предела. Без слов и лишних жестов Гослинг сперва убеждает нас в искренности чувств и природной доброте своего персонажа - и тут же, легким движением подвернувшегося под руку молотка, разрушает героический образ, показывая, до чего на самом деле доводят человека благие намерения.
В жанровом кино мы, как правило, спокойно относимся к тому, что хороший парень мочит плохих ради защиты девушки. Но в "Драйве" пресловутая правда характера мешает воспринимать насилие как условие игры. Герой настолько реалистичен, что, когда он начинает вести себя жестко и, не меняясь в лице, превращается в убийцу, ему трудно простить содеянное и продолжать относиться с той же симпатией.
По поводу нарушения логики характера претензии лучше предъявлять режиссеру Рефну. Это вполне в его стиле - шокировать публику внезапными эскападами персонажей, к которым только-только проникся сочувствием. Впрочем, в большинстве случаев, вместо того чтобы отвернуться от взбрыкнувшего героя, невольно начинаешь искать ему оправдания.
Райан Гослинг: «Мой супергерой не может убивать нежно»
Корреспонденту «Труда» удалось по-общаться с исполнителем главной роли в фильме «Драйв».
- Райан, на вашем счету выдающиеся роли в артхаусном кино. Что для вас «Драйв» - попытка расширить палитру, заступить на территорию жанра?
- Я всегда хотел сыграть супергероя. Но пока раздумывал, всех хороших персонажей комиксов уже разобрали. А здесь представилась возможность создать кого-то нового. Драйвер, в сущности, занят тем же, чем и другие супергерои, - самоидентификацией! Он узнает себя настоящего. И костюм характерный у него есть - куртка со скорпионом.
- Знатоки истории рок-н-ролла вспоминают байкерский музыкальный фильм 60-х годов «Бунт скорпиона», где обыгрывались культовые фигуры Джеймса Дина и Марлона Брандо.
- Этот образ я всегда держал в голове. Кроме того, куртка Драйвера напоминает другую, из змеиной кожи, что была у Николаса Кейджа в фильме «Дикий сердцем».
- Говорят, вы подключились к этому проекту раньше режиссера, более того, сами выбрали постановщика.
- Мне дал почитать сценарий продюсер Марк Платт. И сказал, что я могу выбрать любого режиссера, который на это подпишется. Такое в моей жизни случилось впервые. Я пересмотрел много фильмов, думая, кто мог бы снять «Драйв». И когда увидел «Вальгаллу: Сагу о викинге» Рефна, то понял, что Николас подошел бы идеально. «Вальгалла» - это же поэзия, серьезное искусство. И вдруг посреди этого искусства главный герой вспарывает брюхо своему визави и выпускает тому кишки! Помню, люди в зале начали смеяться - должно быть, не знали, как еще отреагировать на такую неожиданность. У Николаса свой особенный, ни на что не похожий стиль.
- Ваш персонаж в "Драйве" тоже только что целовал девушку - и в следующую секунду на ее глазах разбивает молотком голову плохому парню. Не мог бы он убивать как-то полегче, не столь натуралистично?
- Нет, не мог! Драйвер именно таков: внутри него бездна, темная сторона. И если вы полагаете, что он мог убивать нежно, вы, выходит, не поняли его истинной природы.
- А вам работа над столь неоднозначным характером далась легко?
- Признаться, она превратилась в сплошную релаксацию. Незадолго перед тем я снимался в фильме «Голубой Валентин» (драма режиссера Дерека Кьянфранса о любви и разрыве молодой семейной пары, пользовавшаяся большим успехом у критиков. - "Труд"). Работал там с энтузиазмом, было много импровизации, отличная атмосфера, но - столько разговоров! А потом во время продвижения картины приходилось давать интервью и опять говорить, говорить... У вас, у журналистов, вечно такие вопросы, что чувствуешь себя будто на приеме у психотерапевта. Вы все время что-то записываете, и во всем, что я должен сказать, вам надо найти скрытый смысл... Словом, я устал болтать. А тут такая удача - большую часть роли можно было играть молча.
- Как же это возможно - соз-давать центральный образ в картине без помощи слов?
- Для этого должно быть соответствующее окружение. Те, кто будет говорить за вас. Нам повезло с кастингом: Альберт Брукс, Рон Перлман, Брай-ан Крэнстон, Кэри Маллиган, Кристина Хендрикс: Всех могу перечислить. Это они подарили мне возможность помалкивать.
- Хотя в фильме немало экшна, ваш персонаж значительное время проводит один за рулем, слушая музыку. Как удается сохранить, простите за каламбур, драйв ленты во время этих «спокойных» сцен?
- По-моему, самое интересное и полезное в любом фильме - это наличие пространст-ва. Публике нужен простор для трактовки, возможность отдаться собственным размышлениям. При этом и для актера, и для его персонажа, конечно, будет поражением, если у вас, у зрителя, появляется время думать не о происходящем, а о каких-то посторонних материях. Наше кино подпитывалось реальными обстоятельствами. После нашей первой встречи с режиссером я отвозил его домой, мы слушали радио, и Николас вдруг сказал: это будет фильм про парня, который рулит на своей тачке по ночному городу и слушает поп-музыку. Так и получилось.
- В какой степени режиссер Николас Виндинг Рефн предоставлял исполнителям свободу на съемках?
- Николас отдал многое на откуп нам, актерам. Мы размышляли над трансформацией моего персонажа и придумали, что вначале Драйвер - такой высокомерный, гордый, закрытый, весь в себе. До тех пор, пока не перестает сопротивляться влюбленности. Тогда он уже понимает, что не должен стараться быть загадочным, интересным, строить из себя кого-то. Ему достаточно просто быть, присутствовать рядом с человеком, который ему понравился и доверился.
- В жизни вы кажетесь куда более открытым, чем ваш замкнутый герой. Вам легко было после завершения работы над фильмом выходить из образа?
- Иногда расставаться с персонажем нелегко. Только что он вами владел - и вдруг должен исчезнуть. Порой это похоже на изгнание дьявола.
- Вы сами подумываете о том, чтобы попробовать себя в режиссерской профессии?
- На самом деле я страшно доволен теми режиссерами, у которых снимался и к которым мне повезло вернуться снова. Для меня важно быть режиссеру другом. И вообще режиссерский стиль в фильмах меня всегда гораздо больше трогает, чем актерское исполнение. Восхищаюсь людьми, обладающими собственным видением и способными реализовать воображаемое в некую реальность. И от обращения к режиссуре не зарекаюсь.
- Создалось впечатление, что вы сдружились с режиссером «Драйва». Продолжите сотрудничество?
- Мы надеемся, что будет «Драйв-2». И еще римейк фантастического «Бегства Логана». Мы с Николасом и про романтическую комедию говорили, хотя не конкретно. Пока что разделаемся с теми проектами, что уже в работе.
| |