|
Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла закон об охране здоровья. Документ содержит довольно много серьезных изменений, и среди прочих есть пункты, которые вызвали в обществе бурную дискуссию. Так, законопроект легализует суррогатное материнство, которое существует и в нашей стране, но никак до этого не регулировалось законом. О том, как теперь это будет происходить, ведущие «Утра России» выяснили у юриста, директора Центра репродуктивного права и этики Константина Свитнева.
Он уточнил, что выделяют два вида суррогатного материнства: безвозмездное, когда некая родственница или знакомая женщина помогает выносить ребенка, и коммерческая, когда процесс вынашивания осуществляется на коммерческой основе, то есть за свои услуги по вынашиванию суррогатная мать получает гонорар.
По словам Свитнева, для того чтобы реализовать программу суррогатного материнства в России женщине необходимо иметь установленные медицинские показания. Просто одного желания быть матерью недостаточно, подчеркнул он. Кроме того, теперь воспользоваться услугами репродуктологов и прибегнуть к программам суррогатного материнства могут не только супруги, но и люди, не состоящие в браке, а также одинокие женщины. Что касается возраста женщины, которая может стать суррогатной матерью, он определяется в диапазоне от 20 до 35 лет, добавил Константин Свитнев.
Тем не менее, есть в принятом законе и положения, которые остались неурегулированными, посетовал юрист. Наиболее важное из них, кто будет считаться матерью - та, что выносила ребенка, та, что предоставила свою яйцеклетку или та, что заказала рождение ребенка.
«Все дело в том, что по нашим законам матерью ребенка считается та женщина, которая вынашивает, и таким образом, суррогатная мать вольна использовать этого ребенка в качестве инструмента шантажа и вымогательства. К сожалению, в законе это по-прежнему не отрегулировано», - констатировал директор Центра репродуктивного права и этики.
А договор, заключаемый участниками программы суррогатного материнства, определяет только финансовые взаимоотношения сторон. То есть в случае, если суррогатная мать решит оставить ребенка себе, она будет выплачивать некие штрафные санкции. А если она беременность прервет, то это вообще ставит вопрос о штрафных санкциях под сомнение, поскольку прерывание беременности до 12 недели - это законное право женщины по российскому законодательству, резюмировал юрист.
«Безусловно, закон вносит некоторые благотворные и более прогрессивные изменения, по нему можно и нужно работать, но его еще предстоит совершенствовать», - заключил Константин Свитнев.
| |