|
Знакомые подсказали: в Казань на матч «Рубина» с «Тоттенхэмом» едет болельщик «шпор», который не пропускает ни одного матча своей команды вот уже восемнадцать (!) лет подряд. В такое сложно поверить. Корреспондент «ССФ» поехал знакомиться с Адамом Карном.
ЛИГА ЕВРОПЫ
ЯВЛЕНИЕ АДАМА КАЗАНСКОМУ НАРОДУ
ФАНАТ-РЕКОРДСМЕН.
ДО МАТЧА
ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ БЕЗ ПЕРЕДЫШКИ
С Адамом мы встретились в одном из казанских анлийских пабов - ну а где же еще?! - за день до матча. Здесь пили пиво английские и российские фаны «шпор». Плотный, с улыбчивым лицом мужчина явно был в центре внимания. Улучаю минутку.
- - Российская пресса, Адам...
- - Хорошо что не русская мафия, - смеется в ответ фанат «Тоттенхэма».
- - Расскажи немного о себе - говорят, ты уникум...
- - Да бросьте вы! Мне 38 лет, живу в Лондоне. Сколько себя помню, всегда болел за «шпор». Мне нравились бело-голубые цвета. А вот отец, фанат «Арсенала», очень огорчился, когда я сделал свой выбор, - Адам поднимает вверх брови и разводит руками.
- - Мне сказали, что ты не пропускаешь матчей своей команды уже несколько лет...
- - Точно. Последнюю игру «Тоттенхэма» я пропустил в 1993 году. С тех пор посетил абсолютно все игры команды и сборной Англии.
- - Стоп, стоп... Но это же невозможно! Получается, восемнадцать лет?
Адам смеется, делает большущий глоток пива и продолжает.
- - Да, восемнадцать лет подряд: 1993, 1994, 1995... 2011. Постоянно езжу за своими, мне это в кайф. Люблю «Тоттенхэм», люблю друзей, которые ездят со мной, люблю атмосферу на матчах.
- - Кем надо работать, чтобы позволить себе столько поездок?
- - Да уж, помаялся я немало. Сейчас моя работа связана с полиграфией. Главное ее достоинство не деньги, а свободный график. Когда надо съездить на матч, меня спокойно отпускают. А вот раньше... Когда начальники узнавали, что футбол для меня важнее работы, мы расставались. Вернее, когда я понимал, что меня не отпускают на футбол, я бросал ко всем чертям такую работу! Потом искал новую.
- - Ты женат?
- - Понимаю, к чему ты клонишь, - Адам улыбается. - Нет, но у меня есть девушка. Видимся не так часто. Моих увлечений не разделяет, на футбол не ходит.
- - Восемнадцать лет - серьезный срок. Не хочу сглазить, но что должно случиться, чтобы серия прервалась?
- - На самом деле цифра могла быть больше: на третий сезон похода на все матчи «шпор» я попал в серьезную аварию на машине. Будь хоть один малейший шанс выползти из проклятой больницы, я бы сделал это. Но врачи не отпустили, а сбежать я не мог. А когда поправился, матчей уже не пропускал...
Когда родная сестра выходила замуж, она назначила свадьбу на день матча «Тоттенхэма». Для нее это было событием века! Она долго готовилась, пригласила кучу гостей и родни. Угадай, что я выбрал? - Стоявшие рядом фанаты одобрительно загудели, кто-то даже зааплодировал. - Единственное, пожалуй, чего я опасаюсь, - если не дадут визу в другую страну. Иногда бывает сложно ее получить, в частности, к вам, в Россию. Хотя у нас есть закон: если показываешь билет на футбол, визу должны ставить автоматом. Мне отказали в визе, когда я хотел приехать в Москву на финал Лиги чемпионов «МЮ» - «Челси». Слава Богу, не на матч «Тоттенхэма»...
«КАК ПРОЙТИ К СТАДИОНУ?»
Предлагаю Адаму выйти прогуляться по Казани. В 2013 году город ждет Универсиаду, а в 2018-м сюда может прийти чемпионат мира по футболу. Интересно же взглянуть на нас сглазами человека, объехавшего полмира. «No problem, - сразу соглашается Адам, - заодно и проветримся немного».
- - Я побывал на пяти последних чемпионатах мира, - рассказывает наш герой по пути на главную улицу Казани - улицу Баумана - аналог московского Арбата. - Честно говоря, России надо работать и работать. Понимаю, еще шесть с лишним лет до чемпионата мира, но... Адам останавливается. Подходит к первому встречному и, четко выговаривая слова, спрашивает: «Excuse me, how to get to the stadium?» (извините, как пройти к стадиону? - англ.). От Адама шарахается женщина... Мужчина средних лет, услышав незнакомую речь, даже не останавливается. Англичанин поймал кураж. Словно артист, показывает нам, стоящим в стороне, каково иностранцу в России. И только на пятый раз молодая девушка смогла махнуть рукой в сторону горящих мачт «Центрального».
- - А теперь представь в Казани тысяч двадцать англичан, - обращается ко мне Адам. - Что здесь будет? Мы с друзьями были в шоке, когда вышли из терминала аэропорта, а к нам начали подбегать один за другим таксисты с предложением подвезти. Как такое возможно?! Они чуть ли не дрались за нас! В Европе все просто: если нужно такси, подходишь к первой свободной машине и садишься. Но я предпочитаю поезда. Обычно из любого аэропорта можно доехать до центра города за двадцать минут. Сеть поездов в России развита очень плохо.
- - Что еще у нас не так? Давай, не стесняйся...
- - Незнание языка - главное. Транспорт тоже важен. Пожалуй, не помешали бы вывески с названиями на английском языке. Я в России в третий раз - дважды был в Москве на матче сборных Англии и России в «Лужниках» и на «Тоттенхэме» со «Спартаком», но ничего до сих пор не понимаю. А ведь я половину бывшего СССР объездил: пять раз был на Украине, а также в Казахстане, Молдавии, Грузии, Азербайджане... Везде, где Англия играла за эти годы. И ничего нигде не меняется! Думал иногда, что не доберусь до дома из некоторых мест.
- - Адам, прокатимся в казанском метро? Только, чур, билет покупаешь сам!
- - Почему нет?
Небольшой компанией заходим на ближайшую станцию «Площадь Тукая». В холле перед турникетами нас замечают полицейские и буквально не сводят глаз. Адам тем временем покупает жетоны (в Казани продают пластмассовые жетончики, как в советские времена в московском метро. - Прим. ред.).
- - One, two, tree, four, five - считает вслух Адам количество человек, - please, tickets for five people (пожалуйста, билеты на пять человек - англ.), - обращается он к женщине за окошечком.
Кассирша делает большие глаза: «Скока жетонов надо?». Этот вопрос смущает уже Адама. Он оборачивается с мольбой в глазах. Пожимаю плечами: мол, разбирайся сам. Адам показывает в окошко раскрытую ладонь - пять пальцев. Контакт найден!
Пытаюсь сфотографировать счастливого Адама с жетонами на фоне касс, но полицейские тут как тут: «Фотографировать запрещено». Более того, просят всех, кто с сумками, открыть их и предъявить для досмотра. Кроме того, предлагают пройти через маталлодетектор. «Мы что, уже на стадионе?» - пытается шутить Адам.
От затеи прокатиться на метро отказываемся - не хочется ждать поезд более десяти минут. Да и станция слишком темная, и фотографировать не разрешают.
МАТЧ
КРЕСЛО МОУРИНЬО И «МУЗЕЙ АДАМА»
За три часа до матча в том же пабе не протолкнуться. Повсюду баннеры, шарфы, растяжки в честь «шпор». Адам Карн держит в руках программку матча - кто-то успел сбегать на стадион, купить несколько десятков и раздать знакомым.
- - Коллекционируешь? - спрашиваю Адама на правах старого знакомого.
- - Да, программка - самый ценный экземпляр для болельщика. Если бы ты видел мою комнату, - Адам кивает головой. - Это музей!
| |