|
Песни Высоцкого стали «экспонатами» выставки. В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась экспозиция Михаила Шемякина. Художник-диссидент познакомился с Высоцким в Париже и был его близким другом.
На выставке, посвященной выходу книги Шемякина «Две судьбы», представлены иллюстрации к песням великого барда. Как поэзия «звучит» в рисунке, посмотрела корреспондент «Вестей ФМ» Анна Щербинина.
42 работы - по числу прожитых Высоцким лет - привез на выставку Михаил Шемякин. В небольшом полутемном зале, где звучат песни легендарного барда, представлены уникальные экспонаты - фотографии, открытки и письма, которые Высоцкий писал своему другу, а также пластинки с записями певца, сделанные самим Шемякиным. Но главное место на выставке занимают иллюстрации к песням - работа над ними шла более 10 лет, рассказывает художник.
«К поэзии создано иллюстраций гораздо меньше, чем к литературным произведениям: романам, повестям, рассказам. И мне, конечно, было очень сложно рисовать на тему каких-то наших моментов с Володей, поэтому некоторые иллюстрации носят немножко гротескно-комический характер, потому что серьезно к себе относиться - это уже некое проявление глупости», - считает Шемякин.
Как и книга Михаила Шемякина, которую можно полистать здесь же, на выставке, иллюстрации группируются по разделам: судьба, алкоголь, психбольница, цветы зла, гражданская и Великая Отечественная войны. Название книги «Две судьбы» вводит читателя в заблуждение, ведь на обложке фотография Высоцкого и Шемякина, смотрящих друг на друга. Но автор поясняет, что имел в виду судьбу Высоцкого и России. Хотя многие песни барда действительно посвящены Шемякину. Это отражается и в рисунках, говорит художник.
«У нас один был загул совместный - это песня "Французские бесы", которая стоила Володе двух месяцев разрыва с Мариной Влади, потому что когда он исполнил эту песню, она хохотала, а потом в Москве стала собирать чемоданы и молча направилась к выходу. Володя спросил: "Марина, что такое?". Она сказала: "Я страдала. Вы пили, а меня нет в песне", - вспоминает Шемякин.
В 200-страничную книгу вошли не только иллюстрации, выполненные в гротескно-авангардном стиле Шемякина. Художник выступил и в роли мемуариста. В комментариях к рисункам он рассказал о времени, проведенном с Высоцким, и ответил на некоторые вопросы, которые до сих пор задают поклонники певца. Один из самых частых - почему Высоцкий не уехал за границу.
"Особенно тяжело на Володю подействовала смерть Галича, с которым я дружил: внимательно наблюдая за неудавшейся, быстро рухнувшей карьерой Галича, Володя, конечно, понимал, что делать на Западе ему нечего", - говорит Шемякин.
Одна из главных особенностей этой выставки - иллюстрации к песням сопровождаются эскизами. Нечасто художник показывает процесс работы над рисунком, но рядом с черновиками Высоцкого это выглядит очень уместно. Выставка продлится до 11 декабря.
| |