|
Вчера в Верховной раде прошли слушания, посвященные обсуждению новой редакции закона «О защите общественной морали». Этот документ, принятый Радой в первом чтении, предусматривает усиление государственного надзора над сферой соблюдения общественной морали, в частности, благодаря расширению полномочий Национальной экспертной комиссии по вопросам защиты общественной морали (НЭК). Присутствующие на слушаниях представители медиаорганизаций выступили против существования комиссии как таковой.
Законопроект N7132 «О защите общественной морали» Верховная рада поддержала в первом чтении 19 октября (см. «Ъ» от 20 октября). Напомним, этот документ предусматривает создание «специального коллегиального государственного органа для утверждения нравственности в обществе» - Национальной комиссии по вопросам защиты общественной морали. Он также предполагает создание единой специализированной информационно-телекоммуникационной системы данных о состоянии общественной морали и обязывает интернет-провайдеров по решению суда в течение суток удалять из национального сегмента сети интернет-содержимое, наносящее вред общественной морали. Планируется также запретить демонстрацию в телевизионных программах изображений умерших либо тяжелораненых людей в промежутке с 06.00 до 23.00. Эти ограничения могут быть распространены на рекламу, мобильный контент и компьютерные игры.
Первым на трибуну вышел председатель комитета Верховной рады по вопросам культуры и духовности Владимир Яворивский («БЮТ-Батькивщина»). Он раскритиковал законопроект N7132, который в существующем виде «устанавливает цензуру». Народному депутату возразил министр культуры Михаил Кулиняк. Он призвал Раду принять законопроект N7132 и усилить законодательную базу в вопросах производства и распространения мобильного контента и компьютерных игр: «Медиа в нашей стране руководствуются получением сверхприбыли, их не беспокоит то насилие и разврат, которые демонстрируются в эфире! Надо разработать критерии для кино, видеопродукции, театра и изобразительного искусства».
Его слова вызвали гул неодобрения в той части зала, где сидели представители медиа и общественных организаций. Один из авторов законопроекта народный депутат Лилия Григорович («Наша Украина--Народная самооборона») попросила участников слушаний не «отождествлять законопроект с цензурой». «Этот закон нам нужен для защиты от аморального информационного эфира в том числе. Посмотрите, что идет на наших телеканалах - "Меняю жену", "Дети напрокат". Когда душу будем менять?» - эмоционально заявила госпожа Григорович. Ее поддержал представитель Всеукраинского совета церквей епископ Маркиян Трофимьяк. По его мнению, против закона о защите общественной морали выступают те, кто «получает сверхприбыли от провоцирования людей на аморальные поступки».
Председатель действующей Национальной экспертной комиссии по вопросам защиты общественной морали (НЭК) Василий Костицкий сообщил, что состояние общественной морали «грозит криминализацией общества»: «Нужен орган, в состав которого войдут люди, имеющие авторитет и необходимые профессиональные задатки для того, чтобы определять, есть ли признаки аморальности в том, что распространяется в информационной сфере. И мне кажется, что мы способны решить эти вопросы!»
Выступившие вслед за ним другие участники слушаний высказались против существования НЭК как таковой. По мнению Тараса Шевченко, директора Института Медиа Права, функции НЭК на телевидении выполняет Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, а в сфере рекламы - Комитет по вопросам защиты прав потребителей. Его поддержала исполнительный директор ассоциации «Индустриальный телевизионный комитет» Катерина Котенко. Она предложила «ознакомиться с тем, что предлагается запретить на телевидении». «Речь идет конкретно об отчете НЭК. Например, ограничения и замечания были к телесериалу "Счастливы вместе" на "Новом канале", в котором рассказывается о семье Букиных. Это порнографическое зло? Или о передаче "Вещественное доказательство" и "Свидетель". Это криминальная хроника. Она тоже запрещена? Или вот, например, замечания к выпуску телесериала "Леся+Рома". Почему четыре с половиной миллиона государственных средств тратится на существование госкомиссии, которая запрещает этот ситком, а не на профилактику алкоголизма и наркомании среди детей»,-- возмущалась госпожа Котенко.
В конце концов, Михаил Кулиняк предложил парламенту учесть все рекомендации, принятые по итогам слушаний, во время подготовки законопроекта N7132 ко второму чтению.
Юлия Рябчун
| |