|
Осенняя сессия парламента может коренным образом изменить юридическую жизнь Беларуси. С легкой руки парламентариев юристы-хозяйственники могут полностью лишиться права на защиту интересов своих клиентов в хозяйственных судах.
На осенней сессии планируется рассмотреть законопроект «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь». В соответствии с рассматриваемым проектом планируется введение запрета на ведение дел в хозяйственных судах юристам-лицензиатам, имеющим высшее юридическое образование и опыт работы в сфере оказания юридических, прошедшим аттестацию Министерства юстиции, подчиняющимся правилам профессиональной этики и лицензионным требованиям.
В связи с этим часть юристов-хозяйственников, кажется, смирилась с ожидающей их участью, а часть все еще надеется то ли на чудо, то ли на благоразумие депутатов и правительства, пытаясь обратиться к здравому смыслу чиновников.
Как указывают в своих обращениях директора известных юридических фирм, руководство Президиума Республиканской коллегии адвокатов не скрывает, что не хочет принимать в ряды адвокатуры юристов-хозяйственников. Несмотря на предлагаемые проектом закона новые формы организации адвокатуры (бюро, индивидуальная деятельность и т.д.) взята линия на препятствие открытию бюро и любым серьезным и прогрессивным изменениям.
Такая позиция отдельных представителей РКА была озвучена на состоявшемся 22 октября 2011 года общем собрании членов Минской городской коллегии адвокатов, действие решений которого было приостановлено постановлением коллегии Министерства юстиции на основании статьи 31 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре». Результатом заявленной руководством РКА позиции, явилось и то, что в проекте закона, в процессе его обсуждения, исчезли нормы, позволяющие организациям юристов-лицензиатов в упрощенном порядке преобразоваться в адвокатские бюро. Предлагаемая индивидуальная система перехода предполагает необходимость долгого и требующего затрат закрытия действующих юридических фирм, сдачи экзаменов и создания адвокатских бюро с нуля.
Чтобы понять, почему в сегодняшних экономических условиях на это нет ни средств, ни времени обратимся к цифрам.
В настоящее время Министерством юстиции Республики Беларусь аттестовано более 1.300 юристов-лицензиатов, а всего в данной отрасли трудоустроено более 2.000 человек. В 2007 году юристы-лицензиаты оказали 27.300 юридических услуг, в 2008 - 36.800, в 2009 -50.100, 2010 - 64.830. Количество дел, рассмотренных в хозяйственном суде с участием лицензиатов: в 2006 году - 2041 дел, в 2010 году - более 10 000 дел. Соответственно, число оказываемых услуг возросло почти в 2,5 раза, количество дел - в 5 раз. Отчисления в бюджет от оказанных юридических услуг составили: в 2008 - 2,8 млрд. рублей, в 2009 - 3,3 млрд. рублей, в 2010 - 4,9 млрд. рублей.
В соответствии с данными судебной статистики в 2010 году хозяйственными судами было рассмотрено 84.270 исковых заявлений, более 10 000 споров было рассмотрено с участием юристов-хозяйственников, что составляет около 12% всех дел. По данным 2007 года, участие адвокатов в хозяйственном судопроизводстве составило 1% от рассматриваемых дел. Таким образом, подавляющее количество дел в хозяйственных судах (на текущий момент предположительно около 85%) ведется без участия адвокатов и юристов-лицензиатов, то есть лиц, чья квалификация подтверждена Министерством юстиции Республики Беларусь.
В процессе экономического развития государства, с целью соответствия потребностям субъектов хозяйствования в защите их прав и законных интересов в хозяйственных судах, возник институт юристов-хозяйственников. Для осуществления контроля за качеством оказания услуг такими юристами в 2004 году Министерство юстиции создало систему аттестации практикующих юристов-хозяйственников. Контроль за соблюдением требований к качеству услуг, соблюдением правил профессиональной этики осуществляется посредством лицензирования.
Наряду с реформой судебной системы, именно наличие конкуренции между адвокатами и юристами-лицензиатами в сфере оказания юридических услуг лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, позволило добиться роста количества рассмотренных и завершенных исполнением дел в хозяйственных судах, ускорить процесс взыскания дебиторской задолженности. В соответствии с пунктом 1.3. Директивы Президента Республики Беларусь № 4 государственные органы должны и в дальнейшем проводить открытую конкурентную и антимонопольную политику, направленную на предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Появление на рынке юридических услуг монополиста неизбежно приведет к росту цен на представление интересов в хозяйственных судах.
Австралия, Великобритания, Канада, Казахстан, Польша, Россия, Украина, Южная Корея, Япония, то есть ведущие экономики мира, в том числе партнеры Беларуси по Таможенному Союзу, сохраняют дуализм юридических профессиональных услуг. В этих и других государствах продолжают существовать две профессиональные корпорации юристов. Как указывают директора юрфирм, в Беларуси нет никаких оснований устраивать авантюрные эксперименты в такой области, как правовая помощь.
Практика показывает, что в среднем один юрист физически не может вести более 40 дел в год. Таким образом, для ведения 10 000 споров адвокатам дополнительно потребуется около 250 специалистов в области хозяйственного права и процесса. Для сравнения: сегодня количество адвокатов, работающих в специализированных хозяйственных консультациях, составляет около 100 человек. На создание таких консультаций, набор и подготовку специалистов ушло более 10 лет. Предполагается, что часть лицензиатов будут вынуждены стать адвокатами, а остальным будет закрыт доступ в суд. Таким образом, речь идет о недобросовестной конкуренции, когда законодательным запретом юристам-лицензиатам навязывается необходимость найма адвоката для защиты интересов своих клиентов. Другими словами, речь идет о «захвате» более 10 000 дел ежегодно в пользу адвокатов, которые объективно не смогут обеспечить ведение этих дел своими силами.
Возможно, что отдельные лица, входящие в состав Президиума Республиканской коллегии адвокатов видят в этих цифрах возможность улучшить показатели деятельности адвокатуры, без улучшения организации работы как таковой. Данная идея в течение многих лет лоббировалась представителями адвокатуры и, к сожалению, нашла поддержку среди ряда чиновников, участвующих в подготовке проекта закона, но не несущих ответственность за состояние дел в регулируемой законопроектом отрасли.
В сложившейся ситуации нет каких-либо объективных предпосылок тому, что денежные средства, уплачиваемые сейчас юристами-хозяйственниками в качестве налогов, поступив на счета коллегии адвокатов, будут направлены на улучшение обслуживания населения либо повышение качества услуг. Белорусским юристам-лицензиатам не все равно, платить налоги государству или финансировать своими отчислениями организацию, которая фактически препятствует нормальному развитию системы оказания правовой помощи юридическим лицам.
Как указывают в своих обращениях юристы-хозяйственники, перевод достаточно значительной части юридических услуг, оказываемых в настоящее время юристами-хозяйственниками, в сферу исключительной деятельности адвокатов, повлечет соответственно вывод из-под налогообложения выручки, получаемой за оказание данных услуг. Как упоминалось выше, в 2010 сумма уплаченных юристами-лицензиатами налоговых отчислений в бюджет составила 4,9 млрд. рублей. В основном это налог на добавленную стоимость и налог с прибыли. Законом об адвокатуре предусмотрено освобождение коллегий адвокатов от указанных налогов и сборов.
Таким образом, результатом принятия рассматриваемого законопроекта станет ежегодное недополучение бюджетом денежных средств в размере 5 (пяти) миллиардов рублей в ценах 2010 года. И это ослабление бюджета нашего государства произойдет на этапе преодоления последствий мирового финансового кризиса.
Освобождение коллегий адвокатов от налогов и сборов, по мнению Министерства по налогам и сборам, должно способствовать реализации гражданами (!) своего конституционного права на юридическую помощь. Однако МНС не видит главного. Суть проблемы кроется в том, что предоставление указанной льготы при оказании юридических услуг лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, противоречит всем основам экономической политики Республики Беларусь.
Также проектом закона сохраняется строго индивидуальная организация труда адвокатов. Чтобы с клиентом работали два и более адвоката, требуется заключение соглашения с каждым из них, с уплатой каждому из них отдельного вознаграждения, которое они с рядом ограничений могут перераспределить между собою. При этом вопросы ответственности за качество услуг остаются крайне туманными. Во всех других отраслях экономики договор заключается с организацией, которая несет ответственность за действия своих работников, распределяет полученную работу и организует ее финансирование и оплату труда.
Без внедрения этих элементарных правил в организацию труда адвокатуры адвокаты не смогут конкурировать со своими иностранными коллегами, в том числе адвокатами из России. Вместе с тем, общий профессиональный уровень белорусской адвокатуры достаточно высок, и мог бы быть использован для защиты интересов белорусских лиц, в том числе и за рубежом.
Также необходимо учесть тот факт, что одним из пунктов мероприятий по реализации положений директивы № 4 предусмотрена разработка проекта закона «О коллекторской деятельности». Коллекторская деятельность должна осуществляться как одна из разновидностей деятельности по оказанию юридических услуг на основании соответствующей лицензии, поскольку лица, занимающиеся коллекторской деятельностью, должны иметь право получать в порядке уступки права требования с дисконтом (покупка долгов с дисконтом), что невозможно осуществить, не имея статуса коммерческой организации. Следовательно, законодательное закрепление запрета на участие в рассмотрении дел в хозяйственных судах для юристов-лицензиатов сделает невозможной практическую реализацию закона «О коллекторской деятельности».
Приводя все эти аргументы, директора ведущих юридических фирм все еще надеются, что при принятии закона депутаты учтут все негативные последствия предлагаемых изменений в системе оказания юридической помощи как для отдельно взятой отрасли, так и для государства в целом. И при рассмотрении законопроекта «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» исключат возможность установления монополии на оказание юридических услуг.
| |