|
Валентину Гафту исполняется 75 лет. Он дебютировал в кино более полувека назад и за это время сыграл более сотни ролей. И уже пятый десяток лет Гафт предан одному театру, он играет на сцене Современника, куда в 1969 году его пригласил Олег Ефремов.
Его скромная самооценка абсолютно не совпадает с тем, что думают о нем коллеги, зрители. Валентин Гафт - давно один из самых узнаваемых и любимых.
Ребенком он случайно попал на выступление Ираклия Андроникова, устные рассказы которого запали в душу. Когда через год решил поступать в Школу-студию МХАТ, первым делом позвонил Андроникову, одолжить рассказ для творческого конкурса.
«Он нас тут же позвал к себе. Мы приехали, посидели в коридоре, он нас принял в кабинете. Такой кабинет, кожаные кресла, мы никогда такого не видели. Стал рассказывать про Шаляпина. И говорит: "Ну куда вам в артисты? Зачем вам быть артистами? Будете в массовке сидеть, рабочих и крестьян играть. А меня погладил по голове и говорит: „Отелло-то никогда не сыграешь", - рассказывает Валентин Гафт, Народный артист РСФСР.
Андроников ошибся. Вот он - Гафт - в роли венецианского мавра. Это в Ленкоме. Великий Эфрос тогда подарил артисту книжку и подписал: „Гафту - одному из интереснейших типов из всех типов, которые я знаю".
Его кинодебютом стала крошечная роль в фильме „Убийство на улице Данте". Но у самого Рома. Потом будут сотни и уже не эпизодов. У лучших режиссеров. Эльдар Рязанов, Петр Тодоровский.
Отец-командир, беззаветный храбрец, который не кланяется ни пулям, ни начальству - таким предстал зрителям герой Гафта в картине „О бедном гусаре замолвите слово". Артист смеется: „Рязанов сделал меня киноартистом". Можно добавить, что и певцом.
Отдать себя спектаклю или фильму целиком, без остатка, для Гафта все равно, что дышать. Слова „Искусство", „Театр", „Кинематограф" для него всегда с большой буквы. Он снимается, играет, сочиняет пьесы и свои знаменитые эпиграммы.
| |