|
Не будет преувеличением сказать, что в Греции - самые жестокие и агрессивные болельщики Европы. Накануне товарищеского матча с Россией о причинах поножовщины и массовых драк рассказывает один из лидеров фанатского движения «Олимпиакоса», который пожелал остаться инкогнито.
«БОЛЬШИНСТВО ФАН-КЛУБОВ - ЭТО ПРИКРЫТИЕ»
В Греции уже много лет существует негласный закон - болельщики не общаются с журналистами. Димитрис, как мы будем называть нашего героя, после долгих уговоров согласился на беседу, придя на встречу с шарфом «Олимпиакоса» на лице. - Вы фанат со стажем... - С рождения. В фан-клуб меня привел старший брат. Я с детских лет боготворил «Олимпиакос» и ненавидел «Пао». В 14 лет брат разрешил мне вступить в хулиганскую группировку. Внешне все происходит очень благородно. Ты приходишь в офис фан-клуба - по всем Афинам их около сорока, по количеству больших районов в городе. Чтобы стать членом клуба, нужны простые формальности. - Какие? - Взнос 60 евро в год, удостоверение личности. Тебя вносят в список, но при этом не выдают никаких документов. Просто все вокруг знают, что отныне ты стал частью семьи, или тайного братства - как вам больше нравится. - Почему тайного? Ведь фанатские клубы существуют официально. - Формально - да. Но мало кто знает, что за этим стоит. Фанатские разборки в Греции - это большая политика. Да, есть ребята, которые просто хотят посмотреть футбол или баскетбол, попеть песни, поддержать команду, но их меньшинство. - А чем занимается большинство? - Ждут, когда кто-то из больших боссов скажет «фас». Большинство зданий, где находится фанатский клуб, - это настоящий склад уличного оружия. В кино часто показывают, как солдаты по тревоге вскакивают и кидаются к автоматам. У нас все то же самое, только нет ничего огнестрельного. Ножи, кастеты, дубины, огромные гвозди, взрывчатка (коктейль Молотова), файеры. Бывало, нам звонили и говорили, что через десять минут в наш район идет банда вазелосов (фанаты «Пао». - Прим. ред.). Все, мы были на месте, вооружались и шли в бой. Зачастую тревога была ложной, но когда дрались, было много крови. - Неужели все боление в Греции - один сплошной криминал? - Нет, что вы. Если не хочешь драться, курить или нюхать, можешь рисовать плакаты, летать на дорогие выезды Лиги чемпионов. Клуб поможет достать билеты и получить скидку на самолет и отель.
«ЧТОБЫ НЕ БЫЛО СТРАШНО, КУРИЛИ МАРИХУАНУ»
- Вы сами калечили людей? - Еще как. Мы устраивали засады на автомагистрали. Знали, например, что «зеленые» (фанаты «Пао». - Прим. ред.) едут на матч в другой город. Было у нас одно место на горе. Оттуда забрасывали автомобили горючей смесью, люди выбегали из машин, а мы их избивали. Порой и нам доставалось. В 2007‑м 40 автобусов болельщиков «Олимпиакоса» - вы только подумайте, нас было больше трех тысяч человек! - отправились в Салоники на матч с "Ираклисом". По дороге нас также атаковали. Но мы были готовы. Да и сами, если честно, хотели идти в бой. Чтобы не было так страшно, обкуривались марихуаной. Тогда это казалось нам веселой игрой. - Почему вы решили рассказать об этом журналистам? - Потому что повзрослел и больше не хочу этим заниматься. Недавно мой двоюродный брат попытался провести на стадион друга без билета. Их остановила полиция, началась драка. Знаю, что брат был не виноват, но его посадили, сломали жизнь. И только тогда до меня дошло, что все это такой идиотизм. Нами просто манипулируют. - Кто? - Не удивлюсь, если это делает кто-то из правительства. Вы думаете, кризис в Греции наступил только сейчас? Нет, он идет уже давно. Народу просто не давали думать об этом. Греки очень впечатлительные, и когда фанаты убивают друг друга - это отвлекает простых людей от насущных проблем. И мне, и моим друзьям давали команды. Кто эти люди? Мы никогда их не видели.
«ПОЛИЦИЯ ВСЕГДА НАС БОЯЛАСЬ»
- В России в последнее время участились убийства болельщиков. И такое ощущение, что это - только начало.... - В Греции приняли специальный закон, чтобы избежать резни. Еще пять лет назад фанаты «Пао» приезжали к нам на стадион, а мы к ним. Лично я, когда был на трибуне, готов был стрелять в зеленые майки. Агрессия страшная. Когда беспорядки стали невыносимы, правительство приняло решение не пускать «Пао» к нам, а нас к "Панатинаикосу". Это единственно возможный выход. К тому же года три назад ввели правило, что билет можно покупать только с паспортом. - Вас как-то защищает закон? - Как такового закона о болельщиках нет. Но полиция не может применять огнестрельное оружие. Мы часто этим пользуемся. Скажу откровенно, полиция всегда нас боялась.
«СПАРТАК» И "ЦРВЕНА" - НАШИ БРАТЬЯ"
- В Греции живет много выходцев из СССР... - И еще тут много бывших югославов. Русские и сербы - это отчаянные ребята. В нашем клубе много бойцов, которые в России болеют за "Спартак", и сербов, которые умрут за "Црвену Звезду". Мы - красно-белые и как братья готовы пролить вместе кровь. Прекрасно знаем, как проходят матчи в Москве с ЦСКА. И всегда мечтали туда попасть. Но в любом случае ваши потасовки - это цветочки. Правда, сейчас я только рад этому. Думаю о тех ребятах, которые так глупо погибают на греческих улицах, или о тех, кто сидит в тюрьме. Кому это нужно? Мы слышали о Егоре Свиридове и скорбим с его семьей. Но, как я понял, там были не фанатские разборки... - В пятницу играют сборные Греции и России в товарищеском матче... - В плане хулиганства национальная команда никого не интересует. И российские болельщики, которых, думаю, будет много, могут не опасаться. Их никто не тронет. - А бойцы ходят на такие поединки? - Нет, им там неинтересно. Когда сборная в 2004 году выиграла чемпионат Европы, на улицы вышли почти четыре миллиона человек (население Афин - 5 миллионов. - Прим. ред.) - и не было ни одного конфликта, ни одной разбитой бутылки. Мы, греки, едины в радости и в горе. А фанатские войны - это войны политиков...
| |