|
Вчера в Москве проводили в последний путь Валентина Козьмича Иванова.
В каждой эпохе, в каждом десятилетии Козьмич оставил что-то от себя.
Стоя у гроба, старики-заводчане вспомнили, как в 1949‑м он пришел по разнарядке в слесарный цех. Радовал бригадиров исполнительностью, работоспособностью.
Алексей Парамонов в красках описывал футбол: скоростные прорывы и голы товарища, запомнившиеся ему по Олимпиаде 1956‑го в Мельбурне, откуда наша команда вернулась с золотом. Ветераны «Торпедо» завораживали былинами о чемпионствах шестидесятых, о решающих голах Козьмича. «Мы тогда еще "Спартак" обыграли, а людей пришло 105 тысяч».
Знаменитый торпедовский игрок и тренер Вадим Никонов размышлял о его непростом тренерском становлении в семидесятых, когда пришлось заново искать себя.
...К портрету несли цветы - выросла целая гора. По правую сторону сверкали в ряд медали. Заботливо развернут черно-белый шарф.
На панихиде в ДК ЗИЛа не протолкнуться. Как подметил президент «Торпедо» Александр Тукманов, многие люди спорта и не встретились бы, не случись печального повода. Вслед за хоккейным мэтром Виктором Тихоновым в скорбной очереди я увидел главу судейско-инспекторского комитета РФС Роберто Розетти, президента «Алании» Валерия Газзаева и наставника киевского «Динамо» Юрия Семина, прилетевшего из Киева. Здесь же был и госсекретарь Союза России и Белоруссии Пал Палыч Бородин, сказавший, что в этот день он просто болельщик «Торпедо».
- У отечественного футбола есть корона, - сказал в начале траурного митинга коллега Иванова по сборной Виктор Понедельник. - И в этой короне - бриллианты. Один из них - Валя...
Растрогало выступление одного из старых автозаводцев.
- Нас в юности учили: держись трубы. Заводской трубы. Козьмич как взялся за нее в сорок девятом, так и не отпускал...
Простые болельщики к микрофону подходить не решались. Одиночки молча плакали. Старожилы, пришедшие группами, обсуждали дела дней минувших. Спорили в сторонке на пониженных тонах - кто выдал голевой пас в таком-то году: Стрельцов Иванову или наоборот?
Сегодняшний день «Торпедо» славным не назовешь. Есть команда, которая живет по средствам и обходится без громких лозунгов о будущем. Но в «Торпедо» хватает торпедовцев. Александр Тукманов назвал Валентина Козьмича учителем - играл под его руководством. И главный тренер Игорь Чугайнов когда-то начинал в "Торпедо" именно у Иванова. Команда в полном составе пришла почтить память легенды клуба. И, наверное, все торпедовцы понимают: красивые слова о традициях - одно, а реалии - совсем другое. «Торпедо» былого духа и философии не вернуть.
| |