|
У российских властей имеются куда более грандиозные планы
Россия раскрыла приоритеты своего председательства в форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Ключевым станет развитие транспортной и энергетической инфраструктуры на Дальнем Востоке с участием иностранных инвесторов при условии обеспечения аналогичного доступа для российских компаний к проектам за рубежом. Удачного опыта в этих сферах, прежде всего строительства портов, железных и автодорог, у России пока крайне мало.
О списке российских приоритетов во время годичного председательства в АТЭС, которое перейдет к России от США после саммита организации в Гонолулу 12-14 ноября, рассказал помощник президента РФ Аркадий Дворкович. По его словам, главными для России станут вопросы о списках «зеленых» товаров и размере пошлин на них, энергоэффективности и энергобезопасности, продовольственной безопасности, а также развитии транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке.
Как отметил господин Дворкович, особый акцент Москва намерена сделать на привлечении иностранных инвесторов из динамично развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона к реализации крупных инфраструктурных проектов. «У нас есть серьезные планы по развитию нашей транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке, прежде всего портов Владивостока и ряда других. Мы ведем переговоры по совместному развитию этой инфраструктуры с партнерами в регионе - с Японией, с Кореей»,- отметил он. При этом Аркадий Дворкович подчеркнул: условием доступа для азиатских инвесторов к крупным проектам в РФ станет предоставление российским компаниям возможности участвовать в аналогичных проектах за рубежом. «Мы рассчитываем, что сможем найти разумный баланс интересов, чтобы транспортная инфраструктура была общей», - заявил он.
Отвечая на вопрос, обладают ли российские компании необходимым уровнем технологий для участия в строительстве инфраструктурных объектов в Восточной Азии, Аркадий Дворкович заявил, что «в ряде областей мы вполне конкурентоспособны». По его словам, технологии по строительству портов «находятся на мировом уровне». Правда, господин Дворкович признал, что экспертиза по строительству железных и особенно автомобильных дорог «пока отстает».
Россия уже пыталась обеспечить себе доступ к реализации крупных инфраструктурных проектов в Восточной Азии. Так, в предложенной Москвой «Дорожной карте торгово-экономического сотрудничества со странами АСЕАН» содержится целый ряд предложений на этот счет, в частности строительство силами ОАО РЖД железных дорог из Сингапура в китайский Куньмин, 185-километровой железной дороги Пурукаху-Бангкуан, строительство метро во вьетнамских Ханое и Хошимине.
Правда, документ с предложениями Москвы до сих пор не принят. По словам дипломатических собеседников «Коммерсанта», одна из причин - нежелание стран АСЕАН включать в документ «нереалистичные идеи по транспортному сотрудничеству». «России надо доказать, что она умеет строить порты и дороги лучше, быстрее и дешевле»,- рассказывает дипломат одной из стран АСЕАН. Даже некоторые объекты в столице будущего саммита АТЭС-2012 во Владивостоке также строятся с привлечением иностранных подрядчиков. В частности, вантовую систему основного моста через пролив Босфор Восточный проектируют инженеры французской Freyssinet. Но, по словам гендиректора Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева, недавно подписавшего соглашение о создании совместного инвестфонда с China Investment Corporation объемом до $4 млрд, китайская сторона уже отметила ряд потенциально интересных сторон российской промышленности и индустрии, которые могут быть реализованы вне нашей страны. «У нас всегда сильными были вертолетостроение, атомная энергетика, строительство железных дорог и т. д.»,- убежден он.
Управляющий партнер гонконгской Eurasia Capital Partners Сергей Мэн отмечает, что привлечение азиатской экспертизы в развитие транспортных мощностей на Дальнем Востоке необходимо России: «Развитие инфраструктуры необходимо России как можно скорее, чтобы нарастить экспорт своего сырья и не потерять долю на восточноазиатских рынках энергоносителей и металлов. Пока что российские компании могут участвовать в инфраструктурных проектах как финансовые инвесторы, не следует требовать слишком многого вроде получения подрядов». Коммерсант
| |