|
Бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр в свежей автобиографии «Путешествие» поблагодарил премьер-министра Италии Сильвио Берлускони за участие в победе Лондона в споре за право принять летние Олимпийский игры 2012 года.
В своих мемуарах Блэр признался: он имел серьезные сомнения в том, что британская столица получит Игры, не думал, что она сможет стать первой в конкурсе, и при этом сильно опасался быть переигранным французскими конкурентами, сообщает АР.
В поступившей в среду на рынок книге экс-премьер подробно обозначил свою роль в успехе кандидатуры Лондона, который в голосовании членов Международного олимпийского комитета в Сингапуре в июле 2005 года опередил Париж . В первых трех раундах из борьбы выбыли Москва, Нью-Йорк и Мадрид, а в заключительном британская столица победила французскую с перевесом в голосах 54 на 50.
Блэр стал гарантом успеха заявки своей страны, отправившись на решающее заседание в Сингапуре, где встречался с членами МОК. Потом подобную практику приняли на вооружение и другие ведущие мировые политики, чтобы поддержать заявки своих стран на право проведения Олимпийских игр.
«Есть одна крупная персона, без которой мы не победили бы: это Сильвио Берлускони», - написал Блэр. Он раскрыл, что в августе 2004-го навещал итальянского премьера в его резиденции на Сардинии, чтобы заручиться его поддержкой как «ключевого игрока». По этому поводу британский премьер заметил: «Он спросил меня, насколько это важно получить Олимпиаду . Я ответил: "Важно". Он спросил: "Сильно?". "Сильно" - ответил я. Он сказал: "Ты мой друг. Я ничего не обещаю, но посмотрю, чем могу помочь". В этом весь Сильвио, за что я его и ценю. Многие политики скажут: "Я обещаю". И ничего не сделают. Он сказал: "Я ничего не обещаю". Но потом стал действовать».
У Италии пять членов в МОК. А это больше - наравне со Швейцарией, - чем у любой другой страны. «Не имею понятия, как голосовали итальянцы, но...», - написал Блэр, оставив вопрос нераскрытым. Переброс трех голосов в другую сторону подарил бы Игры-2012 Парижу.
Блэр подтвердил, что в его кабинете сомневались в успехе заявки. Однако секретарю по культуре, прессе и спорту Тессе Джоуэлл удалось переубедить шефа. Бывший премьер согласился поддержать проект, но, по его словам, сказал ей: «Да, но боюсь, что мы проиграем. И что самое плохое - мы проиграем французам. И мне терпеть это унижение?».
При этом экс-глава британского правительства отдал должное двукратному олимпийскому чемпиону Себастьяну Коу, бывшему бегуну на средние дистанции, который заменил американскую бизнесвумен Барбару Кассани во главе оргкомитета лондонской заявки. Также Блэр отдельно отметил участие на тот момент капитана футбольной сборной Англии Дэвида Бекхэма.
До последнего премьер-министр сомневался в удачном завершении спора с Парижем и даже не собирался ехать на итоговое голосование, о чем признался: «В этой гонке мы не были первыми. Лично я не думал, что мы сможем победить. В итоге я все-таки поехал, но по большому счету потому, что мне стоило выйти на сцену, чтобы потом иметь алиби. Я хотел избежать критики за то, что сделал меньше, чем мог бы».
Блэр описал свои встречи порядка с 40 представителями МОК. Его помощники готовили шефу досье на каждого, указывая их приязни и неприязни. Однако без накладок не обошлось. Политик привел одну из неудобных ситуаций, когда он считал одного из членов чемпионом в метании копья, пока Коу не подсказал ему, что тот - фигурист. Упомянул англичанин и про общение с российской делегацией: «Мы хорошо друг друга поняли. Они - люди слова. И мы - такие же. А они очень не любят, когда это не так. Уж я это прочувствовал».
Прежде чем глава британского кабинета министров уехал из Сингапура в шотландский Глениглс готовиться к приему гостей на саммите «Большой восьмерки», возглавить делегацию заявки Парижа приехал президент Франции Жак Ширак . По словам британца, француз «вел себя так, будто получил Олимпиаду и все на свете». Ширак выступил в рамках официальной презентации перед голосованием, а Блэр появился на видео. По мнению британского премьера, «французов сгубил подход "мы приехали побеждать, а вам не повезло быть против нас", против них сыграло их демонстрируемое превосходство, ведь это так по-французски». Англичане же исходили из позиций: «Мы смиренно предлагаем свои услуги вашему великому движению, готовы как сумасшедшие грызть землю - это будет по-британски».
Результаты голосования Блэр узнал в Глениглс. «Разумеется, я взорвался как ракета», - написал о своих эмоциях политик. Тем временем Ширак оказался одним из первых участников саммита G8, который прибыл в шотландский город. «Мне было искренне жаль его, нет, на самом деле, - подчеркнул британец. - Чтобы не говорили о Жаке, он смелый, он настоящий профессионал. Он подошел весь такой величественный, поздравил меня лично и всю мою страну, пожелал мне всего наилучшего с достоинством и искренностью».
| |