|
Украина может спровоцировать конфликт с ВТО, установив заградительные пошлины на импортное топливо. В то же время, если не стимулировать отечественные НПЗ, нефтеперерабатывающая отрасль Украины может исчезнуть, считают участники «Petroleum Ukraine 2011»
Если Украина в рамках специального расследования относительно импорта нефтепродуктов, начатого в начале 2011 году, примет решение о введение пошлин, Всемирная торговая организация (ВТО) вправе применить к Украине санкции. Об этом в ходе «III международной конференция по вопросам развития украинского рынка нефтепродуктов Petroleum Ukraine 2011» сказала руководитель отдела торговли и экономики представительства Европейской комиссии в Украине Улрике Хауэр.
«Мы не считаем, что любые тарифы (пошлины на импортные нефтепродукты. - "Дело"), которые могут быть введены, могут соответствовать правилам ВТО... ВТО действительно позволяет применять специальные меры в определенных ситуациях», - сказала она.
По ее мнению, в рамках расследования в отношении импорта нефтепродуктов не соблюдаются стандарты и обязательства, которые Украина возложила на себя в рамках ВТО. В частности, Хауэр отмечает, что увеличение импорта топлива в Украину было не резким, а постепенным. Кроме того, по ее словам, нельзя сравнивать европейское топливо, которое производится по стандарту Евро-5, с топливом, производимым в Украине, - качества Евро-2, Евро-3, Евро-4. Она не считает, что топливо разного качества может между собой конкурировать.
Схожего мнения придерживается и юрист Mayer Brown (Бельгия) Николай Мизулин, представляющий интересы компании Orlen Lietuva. «Непонятна суть обвинения. Из Европы поставляют топливо Евро-5. Почему сравнивают топливо Евро-4 с Евро-5?» - говорит юрист.
Мизулин считает, что проведение подобного расследования неправомерно в рамках ВТО. При этом юрист уверен, что Украина уже приняла решение об установлении пошлин на импортное топливо. В свою очередь вице-президент по продаже, трейдингу и логистике ООО «ТНК-BP Коммерс» Елена Алексеева отмечает, что если Украина не поддержит отечественные НПЗ заградительными пошлинами, нефтеперерабатывающая отрасль в Украине может исчезнуть. «Государство недостаточно поддерживает нефтеперерабатывающие мощности - не созданы равные условия для участников рынка. Собственная переработка сегодня неэффективна», - говорит Алексеева.
При этом она считает, что стимулировать отрасль можно не только введением пошлин на импортные нефтепродукты.
«Мы готовы рассматривать любые пути, любые инициативы... Есть примеры заградительных пошлин в ЕС, России, субсидирование государством, налогообложение. Мы надеемся, что государство найдет способ сделать переработку более эффективной», - отмечает вице-президент «ТНК-BP Коммерс».
Как сообщалось, в начале 2011 года Украина начала специальное расследование относительно роста импорта нефтепродуктов в страну, результатом которого может стать введение пошлин на импортное топливо. Расследование несколько раз переносилось и на сегодняшний день продлено до конца 2011 года.
Сегодня доля импортного топлива в Украине составляет около 60%. Около 50% импортного бензина и дизтоплива приходится на Беларусь. Со стороны участников рынка введение пошлин поддерживают украинские НПЗ, которые заявляют, что получают сырье значительно дороже, чем нефтеперерабатывающие заводы стран Таможенного союза, в частности, Беларусь. Против пошлин выступают крупные сети АЗС, преимущественно импортирующие топливо. Они считают, что пошлины монополизируют рынок нефтепродуктов.
Министерство энергетики и угольной промышленности поддержало инициативу о введении пошлин на бензины EUR130/тонна, на дизтопливо - EUR80/тонна.
| |