|
Михаил Борзыкин, анализируя тактику сборной России, приходит к выводу, что в заключительном товарищеском матче этого года Дик Адвокат решил сыграть так, как и положено играть в таких матчах, в которых главной задачей является не достижение положительного результата, а проверка новых игроков и реализация свежих тренерских замыслов.
В заключительном товарищеском матче этого года Дик Адвокат решил сыграть так, как и положено играть в таких матчах, в которых главной задачей является не достижение положительного результата, а проверка новых игроков и реализация свежих тренерских замыслов.
ТАКТИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ
Если говорить о тактических новшествах, то их было не так много. Адвокат избрал ту же схему, которую, за редким исключением, использовал на протяжении года: 4 игрока в защите и по 3 - в центре поля и атаке. При этом из трех игроков центра один - как правило, Широков - больше исполнял атакующие функции, регулярно врываясь на переднюю линию нападения, а двое других атаки эти разгоняли. Из трех игроков линии нападения один - Дзюба, а потом Кокорин - то выдвигался чуть вперед, на острие, то, наоборот, оттягивался в среднюю линию.
ШИРОКОВ И ЛЕВЫЙ ФЛАНГ
Тактические замыслы Адвоката не коснулись организации самих линий - защита, полузащита и нападение функционировали как обычно. А вот действия отдельных игроков в этих линиях оказались не совсем стандартными. В частности, во второй половине первого тайма Широков прописался на левом фланге атаки (1), что в сборной ранее не практиковалось. Обычно в эту зону смещался Зырянов и, разумеется, Жирков. Почему в этом матче там оказывался Роман, можно объяснить тем, что по этому флангу у сборной России совершенно ничего не получалось. Во-первых, Аршавин выглядел вяло, напомнив себя прежнего лишь в двух эпизодах, когда ему удалось продемонстрировать свои фирменные сольные проходы. А во-вторых, Жирков не имел возможности поддерживать атаку, поскольку был вынужден сдерживать Торосидисаи Салпингидиса, и которым, к слову, в итоге уступил.
ДЗАГОЕВ И ЦЕНТР ПОЛЯ
Но нельзя сказать, что смещения Широкова налево принесли результат. В матче с греками сборная России атаковала в основном по центру, через который провела 48% своих атак. В предыдущих пяти играх ничего подобного не было - обычно доля флангов в атакующих действиях сборной была куда внушительнее. Чем это можно объяснить? Ну, с левым флангом разобрались: Аршавин и Жирков в этом матче не спелись, не сработала связка, поскольку оба сыграли слабо. К тому же Андрей много внимания уделял работе по центру. Что же касается правого фланга атаки, то на нем, в лучших традициях Адвоката, никто не играл на постоянной основе. Дзагоев с каждым матчем все больше действует по центру (2), сегодня именно он - свободный художник в сборной. И с этой ролью Алан, надо сказать, справляется великолепно. В его игре все меньше шаблонности и все больше импровизации - ходов, не читаемых соперником. По количеству разрезающих оборону передач (кстати, голевой пас Широкову тоже на его счету) ему не было равных. Очевидно, что Дзагоев все ближе подходит к тому, чтобы стать лидером этой команды.
ПРОБЛЕМА НИЗКИХ СКОРОСТЕЙ
Уже давно пора привыкнуть к тому, что Адвокат не играет с классическими флангами. Вероятно, по этой причине не находится места Самедову. Голландец играет в более современный футбол - с инсайдами, с более уплотненным центром. И все это выглядит интересно и перспективно, когда у сборной есть скорость - тогда в довольно узком коридоре за счет движения и интенсивности передач удается найти брешь в любой обороне. Когда же скорости нет, как в матче с Грецией, впереди у подопечных Адвоката постоянно возникают проблемы в комбинационной игре в целом и с проникающими передачами в штрафную площадь в частности.
ДЗЮБА И КОКОРИН
После матча Адвокат отметил, что новички сборной не выпадали из игры. Это, конечно, может радовать, только если ставить перед новичками такие цели. Хотя к рецензии Адвоката не придерешься - из игры не выпадали. А большего сказать, вроде как, и ничего. Впрочем, давайте рассуждать.
И рассуждения эти начать надо с того, что и Дзюба, и Кокорин играли на непривычных для себя позициях. Первый в «Спартаке» действует намного глубже; о том, что он нападающий, можно узнать только из официальных протоколов. А второй в «Динамо» играет чуть слева или полностью слева, но по центру - крайне редко. К слову, против греков на непривычных для себя позициях играли еще и Жирков, который в «Анжи» не действует в обороне, и Шишкин, вышедший на левый фланг защиты.
Дзюба настолько давно исполняет роль атакующего игрока средней линии, что вспомнить о его мастерстве на острие атаки не так-то просто. С теми функциями, что Артем исполняет в «Спартаке», он явно справился - действия в подыгрышах, скидки, короткие передачи, подключение игроков середины поля. Но соль в том, что для позиции вытянутого вперед форварда этого ощутимо мало. Необходимы другие качества, в особенности индивидуальные - умение взять игру на себя, обострить, обвести оппонента, сыграть нестандартно, классно пробить. Всего этого у Дзюбы в матче сборной не было. Как не было и другого важного элемента в его действиях - скорости в принятии решений. Несколько атак нападающий «Спартака» либо направил не в то русло, либо притормозил, передержав мяч. Однако стоит отметить и положительный момент - Дзюба много передвигался по полю, открываясь то на правом, то на левом флангах, и выиграл несколько важных единоборств в центре поля, после чего сборная провела опасные атаки.
Кокорин был замечен в командной игре, из которой он действительно не выпадал. Но, кажется, Александру долго пришлось адаптироваться к новым партнерам и стилю игры сборной. К тому же в «Динамо» он особенно хорош тогда, когда у его команды есть свободный простор. Греки же, если не считать несколько грубых ляпов в защите в первом тайме, действовали плотно и организованно. Впрочем, свой момент Кокорин имел, и если бы сумел реализовать выход один на один, то оценить его игру можно было бы несколько иначе.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Но здесь интереснее другое: вызовет ли этих игроков Адвокат на следующий матч или, как обычно, ограничится разовым приглашением? А вызывать этих ребят надо обязательно. Но вовсе не потому, чтобы играть с ними на Евро, а для того, чтобы новобранцы адаптировались к сборной, приучались к ее игровому почерку и налаживали взаимодействия с партнерами. Чтобы в их лице у сборной был страховочный вариант. Вчера они сыграли средне, а уже в следующий раз, когда все ведущие форварды вновь будут травмированы, они выйдут и сыграют лучше.
Впрочем, думает ли Адвокат о глубине состава и альтернативном варианте в атаке, узнать предстоит только в будущем году.
| |