|
На обновленной сцене Большого театра впервые выступили зарубежные гости - «Реквием» Верди прозвучал в исполнении солистов, хора и оркестра миланского театра «Ла Скала».
Концерт был единственным, но далеко не последним - коллектив вернется в Большой ближе к Новому году, тем более от акустики нового зала все были в восторге.
«Вау! Здорово!» - так бас Михаил Петренко описывает реакцию итальянских музыкантов на интерьеры и акустику Большого. Миланский «Ла Скала» - первый зарубежный коллектив, который приехал на гастроли в обновленный театр.
«Я прекрасно понимаю, какой это важный момент - возвращение на родную сцену, ведь не так давно мы тоже пережили четырехлетнюю реконструкцию. "Ла Скала" открылся после ремонта в 2005 году, как раз когда закрывался Большой. Я думаю, это символично, что наши театры развиваются так синхронно. Они даже появились почти в одно и то же время. Большой, если не ошибаюсь, был основан в 1776 году, а "Ла Скала" - двумя годами позже», - отметил Стефан Лисснер, художественный руководитель театра «Ла Скала».
Впервые в Россию миланский театр приехал в 1964-м. Это были беспрецедентные по размаху гастроли. Их проведение взял под личный контроль Никита Хрущев. Спустя десять лет знаменитые итальянцы в Советский Союз вернулись. С тех пор «Ла Скала» стал бывать в Москве с завидной регулярностью. Этот визит - седьмой.
В программе - «Реквием» Верди. Впервые он прозвучал в «Ла Скала» в 1874 году. Дирижировал тогда сам композитор. За пультом в Москве - Даниэль Баренбойм. Это его дебют в Большом театре. Главный дирижер Берлинской капеллы, пожизненный почетный дирижер Чикагского симфонического оркестра, недавно он получил новое назначение - теперь еще и музыкальный руководитель театра «Ла Скала». Пока на ближайшие пять лет.
У Баренбойма - русские корни, русская жена, но интервью он дает на английском. «Исполнять "Реквием" Верди я могу, не задумываясь, - подчеркнул дирижер. - Для меня это почти как дышать. А вот с русским языком все гораздо сложнее».
Баренбойм в партитуру почти не заглядывает и так же - наизусть - цитирует Бернарда Шоу, который говорил: «Возможно, некоторые произведения Верди со временем будут забыты, но "Реквием" останется бессмертным памятником».
Солисты - оперные звезды: сопрано - из Болгарии - Красимира Стоянова, итальянский тенор - Фабио Сартори и российские певцы - Екатерина Губанова и Михаил Петренко. Работают не просто в разных странах - на разных континентах: кто - в «Ковент-Гарден», кто - в «Метрополитен-опера». В Москву прилетели на один день.
«Когда я исполняю эту музыку, у меня такое впечатление, что с Верди, когда он это писал, разговаривал Бог», - сказал Михаил Петренко, бас, солист Мариинского театра.
Во время гастролей «Ла Скала» в Москве «Реквием» Верди прозвучал всего раз, но артисты миланского театра в Большой вернутся уже в декабре. Привезут два балета - «Эксельсиор» Луиджи Манцотти и «Сон в летнюю ночь» Джорджа Баланчина. А в сентябре будущего года в Россию приедет оперная труппа «Ла Скала» с «Дон Жуаном» Моцарта.
| |