|
Инициатива президента Януковича о легализации частных археологических коллекций может привести к активизации работы «черных археологов»
В конце прошлой недели во время заседания общественного гуманитарного совета президент Виктор Янукович выступил с поистине сенсационным заявлением: по его мнению, частные археологические коллекции, которые находятся в собственности граждан Украины, необходимо легализовать, и даже выставить в государственных музеях на обозрение широкой публики. Загвоздка в том, что по законодательству (и не только украинскому) все предметы, найденные в земле, принадлежат исключительно государству. По сути, президент предлагает узаконить кражи исторического наследия у целой Украины. Эксперты в один голос выступают против этой инициативы, отмечая: принятие такого решения будет означать, что государство вместо того, чтобы бороться с «черными археологами», предоставит им поддержку.
Как рассказал в интервью «Комментариям» заместитель директора Института археологии НАН Украины Глеб Ивакин, поскольку ни одна из частных археологических коллекций не имеет законного источника происхождения, то их создание - попросту скупка краденного. Ивакин убежден, что все находки должны принадлежать государству. «Тем более, что археология - это не отдельные предметы, это комплекс информации. Изымая отдельные предметы из земли, мы обедняем исторический источник, а в большинстве случаев просто его уничтожаем. Одна красивая золотая вещь не может рассказать о себе столько, сколько может рассказать ее контекст», - отмечает ученый. Критически отзывается об инициативе президента и ученый секретарь Национального заповедника «Херсонес Таврический» Елена Кленина. По ее мнению, с такой легализацией будет связано очень много проблем, прежде всего, у государства. «Это будет и поддержка "черной археологии". Те же коллекционеры перестанут бояться показывать предметы, добытые незаконным образом», - уверена Кленина. Она отмечает, что такие коллекции были легализованы в Болгарии, однако «могу сказать на 100%, что все эти коллекции созданы благодаря грабительским раскопкам».
Ивакин допускает, что можно выйти из ситуации, объявив своеобразную амнистию: легализовать уже существующие коллекции, а в дальнейшем жестко реагировать на любые попытки изъять археологические ценности в частную собственность. По его словам, в Дании коллекции археологических памяток могут собирать и частные лица, однако все находки должны быть бесплатно переданы в государственные музеи. Англичане получают за свои находки определенную плату, однако обязаны полностью описать место находки, ее контекст.
Как отмечают собеседники «Комментариев», сложность легализации частных коллекций состоит еще и в том, что зачастую в них много фальшивок. Оценкой же таких раритетов, добытых незаконным путем, не занимается ни один музей в мире. Елена Кленина говорит, что Международная ассоциация музеев, например, не признает таких предметов. И музейные учреждения просто не принимают такие находки, даже если их им дарят. А Глеб Ивакин подчеркивает: «Ни один музей не имеет никаких отношений с частными коллекционерами археологии. Есть Кодекс археологии, который просто запрещает это делать». По словам экспертов, если музеи начнут проводить экспертизу частных коллекций, то будут стимулировать нелегальную систему добычи археологического материала. Но из этой ситуации, отмечает Ивакин, тоже нужно находить выход, потому что фальшивки часто перепродаются за границу.
При этом ученые затрудняются ответить, сколько сегодня в Украине таких коллекций. Глеб Ивакин отмечает, что известно о 3-4 коллекциях, но большинство из них остаются в тени, поскольку их владельцы знают, что такая деятельность незаконна. Что же касается перспектив появления частных собраний археологических артефактов в госмузеях, то тут тоже возникает много вопросов. Так, Елена Кленина отмечает: «Если будет легализована такая коллекция, то какое мы имеем право забрать эти предметы? На хранение? А на каком основании - то есть, мы отвечаем за коллекцию, не имея никаких прав?»
Собеседники «Комментариев» говорят, что идея о легализации таких собраний уже обсуждалась в экспертном сообществе, но была встречена резкой критикой со стороны ученых. По информации «Комментариев», музейщики и археологи считают, что намерения властей заменить целый свод законов об охране археологии и музейном деле единым законом об охране культурного наследия на самом деле направлены на то, чтобы ограничить доступ ученых к ценным вещам.
Меж тем, «черные археологи» сегодня в Украине чувствуют себя вполне вольготно. «Мне когда-то говорили, что если будет дана команда, причем на среднем уровне, то наши спецорганы могли бы это быстро прикрыть. По крайней мере, такая деятельность пошла бы резко на спад», - отмечает Ивакин. Между тем, археологи сегодня уже боятся точно указывать места нахождения памятников. «Приезжают с аппаратурой, значительно лучшей, чем у археологов, и все раскапывают. В Крым команды таких собирателей самолетами летают», - сетует замдиректора Института археологии. При этом Елена Кленина отмечает, что эта проблема остро стоит везде, будь то охраняемая или неохраняемая территория. «Просто даже обычные люди не понимают, что нельзя выкапывать предметы ради интереса и нести домой», - считает эксперт.
Однако инициатива президента вряд ли направлена на то, чтобы рядовые украинцы не боялись держать дома найденные на заднем дворе черепки. Страстью к коллекционированию скифского золота или трипольской керамики, по слухам, одержимы немало украинских политиков и бизнесменов. Вспомнить хотя бы предшественника Януковича - Виктора Ющенко. У него и жена в старинных украшениях ходит (на инаугурации Ющенко Катерина Чумаченко надела украшение, возраст которого составляет почти 2,5 тысячи лет), и во дворе загородного дома скифские бабы стоят. Так что если частные археологические коллекции в Украине таки будут легализованы, государство потеряет лицо на международной арене, зато подарит новую игрушку отечественным толстосумам. А значит, история Украины может стать очередным товаром, который можно будет купить-продать да еще и вывезти за границу.
| |