|
МОСКВА, 14 ноября. Потери российского бюджета от невыплаты пошлин импортерами автокомпонентов могут возрасти, пишет сегодня газета «Коммерсант».
Как отмечает издание, для того чтобы сохранить после вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) ключевые условия особого режима промсборки иномарок, который призван стимулировать развитие производства иностранных автоконцернов в России, государству пришлось пойти на ряд серьезных уступок в адрес ЕС и США. Режим предполагает значительное снижение таможенных пошлин на импорт автокомпонентов, но одновременно содержит условие локализации выпуска определенной их доли (35-50% от общей стоимости деталей машины) в России. Это не соответствует нормам ВТО.
Уже с момента официального вступления России в ВТО (это может произойти в апреле-мае 2012 года после ратификации всех документов) придется решать проблему возможного ущерба, который нанесет льготный режим для автоконцернов независимым поставщикам автокомпонентов. Они могут потерять существенную часть российского рынка из-за того же условия локализации. «Ъ» стали известны подробности того, каким будет механизм компенсаций.
Как рассказал изданию источник, близкий к переговорам, соглашение России с ЕС предусматривает, что если по итогам года объем импорта автокомпонентов оттуда снизится на 3% по отношению к уровню 2010 года, то для европейских производителей будет открыта тарифная квота, соответствующая уровню снижения объема импорта. По данным собеседника «Ъ», в рамках квоты импортные пошлины на компоненты будут снижены до того же уровня, который действует для автоконцернов, работающих в режиме промсборки, то есть до 0-5%. Как будет распределяться квота среди поставщиков, источник «Ъ» пояснить не смог, этот вопрос находится в компетенции ЕС.
В то же время договоренности предусматривают и ситуацию, в которой у падения импорта компонентов будут независимые от локализации в России причины, например очередной виток кризиса, в результате которого упадут продажи автомобилей. Описанная выше схема действует до тех пор, пока падение российского авторынка не превысит 25%. После этого и до снижения продаж машин на 45%, уточняет источник «Ъ», «на каждый 1% снижения размер компенсационной квоты будет уменьшаться на 3,5% от общего уровня квоты». Если же продажи автомобилей в России упадут ниже 45%, то тарифная квота вообще перестанет действовать. Мониторинг таможенной статистики импорта будет проводиться ежемесячно, но решение о применении квоты планируется принимать по итогам 12 месяцев.
Таким образом, подчеркивает «Коммерсант», потери российского бюджета от снижения таможенных пошлин на автокомпоненты, которые оцениваются до 2020 года в $5,14 млрд, могут увеличиться. По словам источника, аналогичное соглашение может быть заключено в ближайшее время и с США.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» уверен, что сокращение импорта компонентов до уровня 2010 года «очень маловероятно». «Даже если это произойдет, то падение вряд ли превысит 10% и не продлится дольше года», - уверен аналитик. По его оценкам, «нормальная емкость российского автомобильного рынка составляет около 3 млн новых автомобилей в год», а в 2010 году, по данным Ассоциации европейского бизнеса, было продано всего 1,9 млн машин, и рынок, «скорее всего, не вернется к этому уровню», а режим промсборки автомобилей будет в любом случае стимулировать импорт компонентов в первую очередь из Европы и США, в случае кризиса он может замедлиться или остановиться, но снижения, скорее всего, не произойдет.
| |