|
Опубликованы результаты исследований, проведенных группой психологов Гавайского университета под руководством профессора Элейн Хэтфилд. Они доказывают, что люди заражаются стрессом друг от друга так же, как они заражаются гриппом или другим распространенным вирусом
Как это происходит? По мнению исследователей, дурное настроение одного из сотрудников, которое выражается не только жалобами, но также мимикой, жестами и прочими невербальными сигналами, распространяется по всему офисному помещению с большой скоростью - практически как вирус. В результате практически все коллеги «депрессивного» работника становятся жертвами так называемого «вторичного стресса». Профессор Хэтфилд считает, что люди впитывают эмоциональные флюиды, как губки, и в результате начинают не только мыслить негативно, но и выражать полученный со стороны стресс с помощью своего собственного «языка тела», меняя осанку, походку и выражение лица. Именно таким образом вся организация может буквально за пару часов в прямом смысле «заразиться» стрессом.
Любопытен тот факт, что, согласно результатам исследования, мужчины менее подвержены такой «заразе», а вот женщины, как более впечатлительные, во много раз чаще становятся жертвами чужого дурного настроения. Но можно ли как-то противостоять угрозе?
Вопросы «коллективного сплина» в психиатрии и психологии изучают уже давно. И появились практические советы, как избежать заразного стресса. Во-первых, решите для себя, с кем из коллег вам приходится общаться чаще всего: что это за люди? Излучают ли они оптимизм или, напротив - это «мрачные типы»? Во втором случае во время общения мысленно старайтесь отделить то, что говорить вам этот человек, от того, как он это делает: проще говоря, учитесь считывать только вербальную информацию и тут же, «на входе», отфильтровывайте ее от оценочных характеристик, если они исходят от визави.
Во-вторых, обязательно имейте какое-то «личное пространство», насколько его позволяет организовать ваше рабочее место. Конечно, в ситуации «открытого офиса», где в одном большом помещении трудится на глазах друг у друга много людей, это сделать сложно, но все-таки: заведите хорошие наушники, чтобы отключаться от внешних звуков, когда, например, работаете над документом. Держите на столе что-то, что вас радует: фото ребенка, любимого человека или котика, маленький цветочек или смешной календарь. Или вовсе - конфеты, если фигура позволяет. Нельзя на столе - держите в столе. Там же, если получится, держите ассорти пакетиков вкусного чая или кофе. Нейрофизиологи говорят, что человек, часто пьющий на работе теплые ароматные напитки, гораздо менее подвержен нервным срывам, чем тот, кто пьет колу или сок.
В-третьих, используйте для профилактики заразного стресса каждую возможность выйти из офиса на улицу: на обед в кафе, на десятиминутную прогулку во время перерыва. Как утверждают психологи, выход из офисного здания на свежий воздух «обнуляет» счетчик накопившегося нервного напряжения. И самое главное - оказавшись вне стен работы, вы перестаете быть «винтиком в механизме» и к вам возвращается радостное ощущение, что «выйти» - в широком смысле - если что, вы сможете в любой момент!
| |