|
Ни один крупный кинофестиваль с начала 2011 года не обходится без российского участия. Более того, не только «Елена» Андрея Звягинцева в Каннах и «Фауст» Александра Сокурова в Венеции принесли нашей стране престижные трофеи.
Новые победы российских фильмов за рубежом - Надежда Маркина названа лучшей актрисой в Севилье, а «Портрет в сумерках» признан лучшим фильмом в Салониках. О том, влияет ли это на судьбу тех же самых картин на Родине, размышляет обозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин.
Ни один крупный кинофестиваль с начала 2011 года не обходится без российского участия. Более того, не только «Елена» Андрея Звягинцева в Каннах и «Фауст» Александра Сокурова в Венеции принесли нашей стране престижные трофеи: есть ведь смотры более скромные, где нас тоже заметили. Они в чем-то, пожалуй, даже показательнее.
Только что «Портрет в сумерках», нашумевший эротический дебют Ангелины Никоновой, получил гран-при на старинном фестивале в Салониках - и тут же отправился на новый смотр в Стокгольм, а позади - победы в Рейкьявике и Котбусе. Меж тем в Севилье закрылся международный фестиваль, в начале которого объявляли номинации европейской киноакадемии, и там, если помните, актриса из картины «Елена» Надежда Маркина была объявлена соискательницей премии. Получит ли она ее, предсказать трудно, но севильский приз ей уже достался - вкупе со специальной ретроспективой нового русского кино и программой, посвященной Никите Михалкову, это позволяет говорить о тенденции.
Тем паче, что и грядущий Берлинале, первый масштабный киносмотр года, объявил, что ретроспектива будет посвящена авангардному российскому кино 1920-х и 1930-х годов, а одним из главных событий будет показ «Стачки» Эйзенштейна в сопровождении симфонического оркестра. Самое время ликовать и логичный способ напомнить о том, что россияне были одним из родоначальников кинематографа как искусства.
Но могут ли Берлин и Севилья, Стокгольм и Рейкьявик, Котбус и Салоники напомнить об этом россиянам? Вот это - навряд ли. Тот же «Портрет в сумерках», хоть и скандальный, и эротический, и с красавицей Ольгой Дыховичной в главной роли, идет всего в десятке кинотеатров по Москве. И не то чтобы при аншлагах. Да, недавно показ «Елены» по телевидению собрал почти рекордную аудиторию - так ведь это забесплатно, а в кино фильм пока не набрал даже миллиона и дособирать свое будет явно в мировом прокате.
Похоже, та же схема теперь работает со всеми удачами отечественного авторского кино. Тот же «Фауст» и вовсе вышел в Италии на несколько месяцев раньше, чем в России, и на 15 экранах уже за первый уик-энд собрал 100 тысяч долларов, а у нас появится только в январе, да и то меньше, чем на ста экранах, хотя поначалу планировали едва ли не тысячу. Это и неудивительно: вместо запрошенных продюсерами 100 миллионов на прокат государство выделило всего 15 - и то шаг беспрецедентный, до сих пор в прокат ни Фонд кино, ни Минкультуры не вкладывались.
Посыпать ли голову пеплом? Вероятно, нет: во всех странах авторское, трудное кино выживает как раз за счет того, что может выйти за рамки национального проката и собрать зрителей по всему миру. Возрадуемся, что все чаще это случается и с российскими фильмами. И будем потихоньку воспитывать своего зрителя.
| |