|
Нефтяной рынок переживает не самый лучший момент. Он стал еще более волатильным. Приостановлена добыча нефти в Ливии, снизилось ее производство в Нигерии, Норвегии, Мексике и России
Страны с динамично развивающейся экономикой (Китай, Индия и Саудовская Аравия) потребляют этот углеводород все в больших количествах, а подавляющее большинство стран Ближнего Востока решили провести в жизнь дорогостоящие социальные программы, чтобы избежать повторения «арабской весны». Ко всему этому теперь следует добавить вероятность войны между Израилем и Ираном в связи с намерениями Исламской Республики продолжить осуществление своей ядерной программы.
Учитывая непростую ситуацию, в которой оказалась в настоящее время Европа, сама мысль о войне должна показаться безумием, ее опустошительные последствия на нефтяном рынке могут стать тормозом для хрупкой экономики европейских стран, а таким странам как Китай и Индия придется гораздо больше платить за поставки этого энергоносителя. Несомненно, США и мир в целом тоже пострадают в результате этого.
Что касается стран региона, то ни для кого не секрет, что у Ирана и его лидера не очень много могущественных друзей. Все указывает на то, что Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Ирак и Объединенные Арабские Эмираты не очень-то стремятся предпринимать какие-либо действия против Израиля или США в ответ на удар по Ирану. И все же возможное закрытие Ормузского пролива затронет их интересы, поскольку у них возникнут проблемы с вывозом нефти.
Для Венесуэлы это будет иметь весьма важные последствия на краткосрочную перспективу: удар по Ирану практически немедленно вызовет скачок цен на нефть, что весьма хорошо для нашей оскудевшей казны, хотя с другой стороны Махмуд Ахмадинежад может стать нашим очередным другом, не удержавшимся у власти.
Смена режима в Иране может означать для нашей страны потерю практически единственного дружественного лидера внутри ОПЕК. Консалтинговая компания Rapidan Group провела опрос среди трейдеров и консультантов нефтяной отрасли, чтобы выяснить, какова будет психологическая реакция нефтяного рынка на нападение на Иран.
Результаты были следующими: 1. В первые часы после нападения ожидается подорожание барреля нефти на 25 долларов. 2. В случае закрытия Ормузского пролива (самого крупного, по нему ежедневно транспортируется около 16 миллионов баррелей нефти) цена может возрасти на 60 долларов за баррель. 3. В итоге цена может установиться на уровне 175 - 290 долларов за баррель. Известный аналитик Филипп Верлегер (Philip Verleger) считает, что в результате нападения баррель нефти поднимется в цене до 200 долларов. Ко всему вышесказанному следует добавить, что в настоящее время Иран добывает около 3,6 миллионов баррелей нефти в день, и в случае войны этот показатель может оказаться под угрозой.
Разумеется, возникает вопрос о том, как отреагирует на события правительство Венесуэлы, если события будут развиваться по наихудшему сценарию? Приостановит поставки нефти в США? Сделает вид, что ничего не происходит? Создаст ореол нового мученика, воздавая ему благодарность за высокую цену на нефть?
Хочется верить в то, что благоразумие сторон возьмет верх, и никакого нападения не произойдет, однако, к сожалению, существует вероятность внезапного нападения Израиля на Иран, и мы должны следить за развитием событий.
| |