|
Казахи, издревле расселившиеся на большом пространстве в самом сердце Евразии, всегда отличались общностью культуры, языка и мировоззрения.
Это способствовало сохранению единства народа и национальной целостности. Огромные расстояния от одного конца страны до другого никак не могли смутить кочевника: преодолевая длинный путь, он переносил культурную и историческую информацию. Сейчас, в мир интернета, телевизора и телефонов, в этом уже нет нужны, но жажда через песни рассказывать о том, как живет наш народ, до сих пор остается
В числе таких ценностей особняком стоит айтыс - уникальный жанр устно-поэтического творчества, имеющий многовековую историю. Именитый айтыскер преодолевал долгий путь, чтобы встретиться с другим знатным акыном. На такое событие народ стекался даже из самых отдаленных аулов. Во время айтыса айтыскер воспевал свой регион, его жителей, особенности их нравов. Таким образом, казахи из севера прекрасно знали о том, как живут казахи на юге; западные казахи узнавали о своих соотечественниках из восточной части страны, и наоборот; хотя и те, и другие могли и не быть ни разу в этих краях. Иностранные гости, попадавшие в казахские земли и становившиеся свидетелями таких состязаний, давались диву виртуозностью и находчивостью акынов. Например, польский поэт и этнограф Адольф Янушкевич в середине XIX века восторженно писал об увиденном айтысе: «Как на Олимпийских играх два поэта боролись друг с другом. Едва один выстрелит строфой, другой немедля отстреливается; первый смело нападал, второй мастерски защищался; страсть у обоих все возрастала и разжигала острую борьбу. Это была захватывающая картина».
С тех пор изменилось многое. Последние несколько лет айтыс, собиравший большую аудиторию перед телевизорами, не появлялся в эфире. Ходили слухи, что причиной этому стало то, что айтыскеры слишком открыто критиковали власть. Но древняя традиция выстояла против цензуры. С осени этого года на телеканале «Хабар» стартовал проект «Жастар жырлайды», который подарил молодым казахстанцам возможность проявить себя и выразить свою позицию
На телепроект, как и столетия назад, приезжают акыны из разных регионов Казахстана, вооруженные домброй и могучей силой слова. Как и века назад, это событие собирает приличную аудиторию. Это неудивительно: айтыс обнажает язвы общества, айтыскеры указывают на существующие проблемы и предлагают пути их решения. Акыны являлись гласом народа в казахском обществе, почти что судьями, и даже ханы не могли обойти вниманием их «вердикты».
Многие сейчас лучше знают о всякого рода рэп-баттлах и западных рэперах, которые на незамысловатых и примитивных речитативах сделали себе состояние. С полной уверенностью можно говорить, что никакой участник рэп-баттла в подметки не годится айтыскеру, и убежит через несколько минут после начала состязания. В айтысе нет места «понтам», и если в человеке нет глубоких знаний, а также сопереживания проблемам своего народа, ему не стоит идти в айтыскеры. В этом может убедиться каждый желающий, включив телеканал «Хабар» по воскресеньям в 15.30.
В конце лета начался отбор молодых акынов со всего Казахстана. Информация о проекте была размещена в интернете, также объявление шло по телевидению. Именно по этим каналам основная часть участников узнала о возможности показать себя, высказать свои думы. Информация также распространялась через городские и областные управления по культуре.
Между тем, в одном из кабинетов, у молодых айтыскеров идут последние приготовления перед выходом. По ним не видно волнения. Импровизацией полон воздух: даже во время приготовления потоком льются стихи и звучит мелодия. На сцене уже будут подняты проблемы, а то, что происходит сейчас, можно назвать, выражаясь языком пользователя интернета, стёбом. В проекте могут принимать участие молодые ребята от 14 до 23 лет. Однако, это не означает, что вопросы, которые они затронут, будут несерьезными и не заинтересуют взрослую аудиторию
Когда мы пришли делать репортаж, шел уже второй этап проекта. После первого этапа число претендентов на победу урезалось ровно вдвое. Теперь продолжать состязаться в силе слова и находчивости предстояло только парням. Некоторые могут подумать, что неженское это дело - участвовать в айтысе. Ничего подобного! Еще с давних времен представительницы прекрасного пола не боялись бросить вызов смелым и талантливым джигитам, и сражались с ними на равных. Достаточно вспомнить легендарный айтыс между Биржаном и Сарой, ставший основой для одноименной казахской оперы. Однако, к сожалению, в этот раз девушкам-акынам удача не улыбнулась, и они не смогли преодолеть первый этап.
Тем временем, наносят последние штрихи грима Розе Алькоже, которая через считанные минуты совместно с соведущим будет вести по морю импровизации двух айтыскеров
Айтыс проходит в три тура. В первом туре акыны выступают на тему образования и силы языка. Во втором говорят о своей роли в истории страны. В третьем туре им необходимо рассказать о своем крае, достижениях своего региона, о знаменитых людях, которые прославили страну
Итак, передача началась. Объявляют имена двух соперников, которым выпал жребий выступить первыми Как правило, перед началом нужно приветствовать своих зрителей. Состязание спокойно начинается с общего приветствия, краткого представления себя и описания региона, откуда приехал айтыскер, и постепенно накаляется, переходя на более разнообразные темы. Непримиримые соперники будут сражаться долго, но зрители не устают, а вот редакторам нужно будет потом подгонять отснятое под утвержденный хронометраж
С первого выпуска передачи сложилась традиция, что каждый раз между турами на сцене выступают известные артисты. Сегодня Алтынай Жорабаевой предстоит приятной песней снять тот накал, который возник после жаркого сражения двух акынов в студии
Как и в давние времена, победителя определяет народ. Но современный айтыс идет в ногу со временем. Победителя можно выбрать через SMS-голосование. Иногда сами акыны во время айтыса шутят на эту тему, и ненавязчиво напоминают зрителю о том, за кого следует голосовать. Айтыс - одна из немногих передач, во время съемок которой режиссеры не только работают, но и наблюдают за увлекательным и познавательным действием.
Как и у каждой настоящей звезды, у наших айтыскеров тоже есть поклонники и поклонницы, которые жаждут сфотографироваться с ним на память. Остается пожелать, чтобы народ в лице айтыскеров не смолкал и впредь. Тогда и до народной любви им будет недалеко...
| |