|
Музыкальная сенсация - российская премьера оратории Генделя «Иевфай» в Концертном зале им.П.И.Чайковского. Ораторию исполняет французский ансамбль Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи. Ансамбль Les Arts Florissants - один из лучших в мире исполнителей барочной музыки, исполняет французскую, итальянскую и английскую музыку XVII-XVIII веков. Ораторию «Иевфай» Гендель написал на либретто Томаса Морелла по мотивам библейской притчи. Впервые оратория прозвучала в 1752 году в лондонском театре «Ковент-Гарден».
Последняя оратория Генделя. В афишах пометка: «Иевфай» в России исполняется впервые". Мировая премьера сочинения состоялась в Англии в 1752 году. И вот спустя два с лишним столетия российской публике ораторию открывает ансамбль Les Arts Florissants. переводится как «Цветущие искусства».
Художественный руководитель и идейный вдохновитель коллектива - Уильям Кристи. Во Франции о нем говорят: революционер. В конце 70-х Кристи совершил настоящий музыкальный переворот, возродив во Франции интерес к барочной музыке. Эту ораторию выучил, когда был еще студентом в Гарварде. Редакция, к которой сейчас обратился, по его признанию, не самая лучшая, поэтому партитуру Генделя Уильям Кристи позволил себе откорректировать.
«Я вам признаюсь, редактировать партитуры - это в практике нашего ансамбля. В 75 процентах случаев мы это делаем. Потому что издания, которые попадают к нам в руки, часто не отвечают нашим требованиям», - объясняет Уильям Кристи, художественный руководитель и дирижер ансамбля «Les arts florissants».
Литературная основа оратории - библейская притча. Военачальник Иевфай дал обет: если победит врагов, принесет в жертву первого, кого встретит на пути домой. Навстречу Иевфаю вышла его единственная дочь.
«Мой персонаж очень сложный человек. Он в состоянии борьбы между чувством к дочери и долгом. И вообще, сама оратория очень трудное для исполнения сочинение. Сложное технически, есть места, где очень быстрый темп», - рассказывает Курт Стрейт, солист ансамбля «Les arts florissants» (Австрия).
Перед глазами маэстро партитура. Если ее закрыть, дирижировать будет без подсказки: ораторию знает наизусть. Как и солисты, которые исполняют ораторию, не подглядывая в ноты.
«Мы приблизили сценическое действо оратории к жанру оперы, - говорит Уильям Крисит. - Солисты не стоят на месте, уткнувшись в нотный материал, они создают образы героев, которые живут на сцене, двигаются, беседуют. У нас как в спектакле выстроены мизансцены».
Для Уильяма Кристи и его ансамбля это не первые гастроли в России. До сих пор рассказывает друзьям в Париже, как к нему на один из московских концертов приехали студенты из Сибири. Двое суток провели в пути, чтобы услышать барочную музыку. Вот ради таких слушателей, говорит он, готов возвращаться в Россию с концертами снова и снова.
| |