|
Прокуратура Таджикистана попросила суд снизить срок русским летчикам, осужденным за контрабанду и незаконное пересечение госграницы. Представители компании - владельца самолетов говорят о возможности потребовать от мировых авиационных властей лишить Таджикистан права выполнять международные полеты.
Во вторник власти Таджикистана сделали первый шаг навстречу России в деле о летчиках - россиянине Владимире Садовничем и гражданине Эстонии Алексее Руденко. Они были осуждены на 8,5 лет за контрабанду авиационного двигателя, который они использовали в качестве запчастей, и за незаконное пересечение границ, хотя компания - арендатор самолетов получила от республики разрешение на пролет. Прокуратура Хатлонской области Таджикистана направила протест в областной суд на решение суда города Курган-Тюбе, где были осуждены летчики. «Прокуратура Хатлонской области считает приговор, вынесенный городским судом 8 ноября, слишком суровым. Учитывая личности осужденных и то, что они являются гражданами стран - стратегических партнеров Таджикистана, мы просим областной суд смягчить наказание для двух летчиков», - сказал информационному агентству «Азия-плюс» начальник отдела по надзору за судебными органами облпрокуратуры Шохрух Раджабов. Ранее во время судебного процесса обвинение просило лишить пилотов свободы на 13 лет, но судья остановился на 10,5 годах, а затем сократил срок еще на два года, применив амнистию. В областном суде также сейчас находится кассационная жалоба от адвоката пилотов. Представители компании-владельца самолетов Ан-72, на которых летали пилоты, Rolkan Investmens Ltd заявляют, что их устроит только полное признание летчиков невиновными. «Прокуратура до сих пор не признает грубейшее нарушение прав летного состава», - заявил «Газете.Ru» представитель Rolkan Валерий Пфефер. Он добавил, что сейчас в авиационной среде обсуждают возможность влияния на Таджикистан по собственным каналам. «Мы - ассоциация пилотов России, а также ассоциация пилотов Евросоюза (Руденко - гражданин Эстонии) - будем требовать от международных авиационных властей лишить Таджикистан права выполнять международные рейсы из-за того, что они нарушают и попирают международный воздушный кодекс», - заявил Пфефер. Он сообщил, что это прошение планируется подать в Канаду, где находится Международная организация гражданской авиации (ИКАО). На суде летчик Владимир Садовничий объяснял судье, что, согласно международному праву, а также Воздушному кодексу Таджикистана, командир воздушного судна имеет право запросить вынужденную посадку, даже если у него нет разрешения на пролет. «Конечно, власти страны имеют право сбить самолет, если есть угроза безопасности, но чтобы всех подряд не сбивали, в законе перечислены характеристики воздушного судна, которое может быть признано нарушителем границ», - заявил летчик. В числе таких условий - отказ от общения с диспетчерами и отсутствие опознавательных знаков на борту. Ан-72 имели опознавательные знаки, а их командиры вели переговоры с диспетчерами. «Таджики создали неприятный прецедент - следующий самолет будет лететь над какой-нибудь страной, что-то случится, и надо будет объявлять вынужденную посадку. И командир будет думать: или я разобьюсь, или меня могут посадить в тюрьму, - поясняет Пфефер. - Они сами не понимают, что они делают». В профсоюзе летного состава России пока что не прокомментировали это заявление. Говоря об уголовном деле в отношении руководителя Rolkan летчика-испытателя Сергея Полуянова, Пфефер сообщил, что Таджикистан грозил главе компании Интерполом еще четыре месяца назад. «На это мы сказали - мы никуда не скрываемся, подавайте официальный запрос в российские правоохранительные органы, Полуянов придет в прокуратуру, но в Душанбе не полетит», - сказал собеседник. Представитель Rolkan еще раз напомнил, что, по их мнению, дело летчиков возникло из-за интереса к двум российским военным самолетам Ан-72, которые могут садиться на любую поверхность и даже летали в Арктику. Пфефер заявил, что, по их данным, схему изъятия самолетов придумали в компании Khatlon, располагающейся в Арабских Эмиратах и связанной с Таджикистаном. «Это я четко знаю, у нас тоже есть связи во всех этих инстанциях», - заявил Пфефер. Он уверен, что компания-арендатор самолетов Aerospace Consortium была в курсе происходящего и тоже причастна к бедам летчиков. «Все началось в конце 2010 года, когда Aerospace Consortium перестала платить аренду за самолеты, там говорили, что деньги скоро будут», - вспоминает Пфефер. Затем в конце февраля в департамент гражданской авиации Афганистана, где работали самолеты, пришло письмо от некоего Тимура, который заявил, что у самолетов нет регистрации, а последняя - в Грузии - закончилась в 2008 году. Из-за этого афганские власти предложили компании Supreme Food, продукты которой для войск НАТО перевозили летчики, приостановить полеты до прояснения ситуации, но компания решила отказаться от услуг этих самолетов и нанять другие.После этого руководство Aerospace Consortium направило экипажи в Таджикистан. «Я знаю этого Тимура, говорил с ним по телефону, он все предлагал встретиться и денег хотел, - заявил Пфефер. - Он афганец, даже говорит по-русски, но часто находится за границей, в основном в Арабских Эмиратах, он тоже из той компании, это все - одна банда». Именно Khatlon через Aerospace Consortium передала разрешение на пролет самолетам в Таджикистан, которое потом было признанно недействительным, говорит Пфефер. По его словам, после ареста летчиков защита не раз пыталась связаться с Aerospace Consortium, но они не отвечали. Просьбы «Газеты.Ru» о комментарии оставлены компанией-арендатором также без внимания. «Aerospace Consortium еще осталось нам должно $2 млн за аренду самолетов - контракт с ними еще не разорван, а также около $2,5 млн за стоянку и обслуживание в аэропорту Кабула», - добавляет Пфефер. В ближайшее время ожидается продолжение развития ситуации вокруг дела летчиков. Во вторник в Душанбе должны состояться переговоры между послом России в Таджикистане Юрием Поповым и местными властями. Попов на минувших выходных находился в Москве и привез в республику официальную позицию России.
Автор: Анастасия Берсенева
| |