|
Скоро год, как Россия получила право на проведение ЧМ-2018. И пока рост стоимости арен существенно опережает ход строительных работ. Почему так происходит, разбирается корреспондент «Советского спорта».
КТО ЗАИНТЕРЕСОВАН В ПОВЫШЕНИИ ЦЕН?
Про «Газпром Арену», так уж повелось, упоминают чаще всего в связи с увеличением расходов на стройку - сейчас стоимость стадиона оценивается аж в 33 млрд. рублей. Для сравнения: реконструкция «Уэмбли», если переводить в рубли, обошлась в 38,5 млрд. Были сообщения, что некоторые компании предлагают потратить на реконструкцию (не на постройку нового, а именно на реконструкцию!) всего комплекса «Лужников», где пройдет финал ЧМ-2018, 65 млрд. рублей. Но в последнее время речь шла о 40 млрд. А вчера пришли сообщения из Казани - там стоимость новой арены, по сведениям некоторых источников, подскочила сразу в два раза - с 4,5 млрд. (по другим данным с 5,6 млрд.) рублей до 9 млрд. Сообщается, что одной из причин, приведших к увеличению стоимости работ, стал некачественный бетон, который использовали строители... Правда, представители компании, которая ведет стройку стадиона в Казани, о ситуации говорят уклончиво. - У нас нет оснований комментировать тему увеличения стоимости объекта. Сейчас работы ведутся в плановом режиме и в соответствии с графиком. Окончание работ запланировано на декабрь 2012 года, а первые мероприятия на арене - на 2013 год, - говорит замгендиректора по спортивным объектам компании «ИНТЭКС» Айваз Казиахмедов. В то же время он не уточнил, какова стоимость казанской арены на данный момент. Но дыма без огня не бывает. Возможно, расходы на стройку действительно возрастут, ведь это происходит повсеместно. Сначала объявляют одну сумму, но затем она неуклонно растет. Почему так происходит? - Стадионы совершенствуются, добавляются новые функции, увеличивается вместимость. Следовательно, от роста расходов на стройку не уйти, - считает доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. - То есть это нормально, когда сумма строительства постоянно растет? - Нет. Дело тут вот еще в чем: те, кто занимается строительством, хотят получить как можно больше коррупционных доходов. А они, эти доходы, как раз возможны за счет увеличения стоимости стадионов. То есть строители заинтересованы в росте расходов на арены.
КОМУ КОНТРОЛИРОВАТЬ КАЧЕСТВО?
То, что в России товары далеко не всегда соотносятся по цене и качеству, известно давно. Та же ситуация часто происходит и в строительстве. Отчасти cоглашается с этим и известный голландский архитектор Эрик ван Эгерат, принимавший участие в разработке проекта модернизации стадиона в Петровском парке. - Цены на стройматериалы растут везде, не только в России, - отмечал ван Эгерат в разговоре с корреспондентом «Советского спорта». - Проблема зачастую заключается в контроле качества со стороны чиновников. Я говорю не о бумажной работе, а о реальном контроле качества. В России была тенденция строить здания не самого высокого качества, но за большие деньги. Правда, в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону. - Вы знакомы с таким понятием, как «распил денег»? - спросил наш корреспондент ван Эгерата, который хорошо знаком с рынком России (к примеру, он проектировал ТЦ "Вершина" в Сургуте, элитный комплекс «Мойка-Крюков» в Питере). - Знаю об этом столько же, сколько и все мы. Есть ли нечто подобное в Европе? Такое может случиться в любой стране в той или иной форме. - А бюрократия? Сколько просьб, обращений, заявлений вы пишете, работая в России? - Мы пишем не только в России, но и во всех странах. В рамках среднего проекта надо написать около 10 тысяч писем. - Очевидно, ситуация с разрешительными документами несколько улучшилась в связи с тем, что Россия получила право на ЧМ. А как строились стадионы к ЧМ-2010 в ЮАР? Вы изучали опыт? - Да, он типичен для Африки. Там построили много стадионов. Но некоторые сложно использовать после ЧМ, и, боюсь, со временем их придется разобрать. В России надо постараться избежать такого развития событий.
| |