О путях выхода Приморья из «миграционного кризиса» рассказал председатель общественной организации ПРОО «Миграция» Сергей Пушкарев
Владивосток, 16 ноября, PrimaMedia. Приморье переживает «миграционный кризис», попав в стихийно формирующийся поток неквалифицированной рабочей силы из стран ближнего зарубежья и не имея механизмов для регулирования этого потока. Об этом корреспонденту РИА PrimaMedia рассказал руководитель приморской региональной общественной организации «Консультационный центр по вопросам миграции и межэтнических отношений» (ПРОО «Миграция») Сергей Пушкарев.
- Сергей Григорьевич, как, по вашему мнению, коренное население Приморья относится к трудовым мигрантам из стран СНГ?
- Как показал социологический опрос, проведенный вашим агентством, жители Приморья признали ставку на труд мигрантов ошибочной. Парадоксально, но в крае, где коренное население настроено на отъезд, не приветствуется труд мигрантов!
В среде коренного населения Приморья возможность возникновения конфликтов на этнической почве была равна нулю. И если бы мы продолжали находиться в статическом состоянии, проблем, связанных с регулированием этно-социальных отношений, в нашем многонациональном крае не было бы.
Но сегодня мы вынуждены говорить об этом, связывая все проблемы межэтнического характера со спецификой миграционных процессов, проходящих и в нашем крае, и в ДВФО в целом. Следует отметить, что эти проблемы не остаются без внимания органов государственного управления, научного сообщества, но результативность этой работы недостаточно высока.
- Почему же это происходит?
- С одной стороны, мы имеем граждан из дальнего зарубежья (китайцев, северокорейцев, вьетнамцев), въезжающих в визовом порядке и с которыми особых проблем ни у органов государственного управления, ни у местного населения не возникает. В нашем подсознании мы воспринимаем их как своих давних и добрых соседей, как бы нас не провоцировали против них московские СМИ и всякого рода политики, особенно в предвыборный период. Эти люди не мозолят нам глаза, занимаясь тем делом, ради которого их пригласили.
Но есть и другая составляющая трудовой миграции - это ежегодно растущий стихийный поток мигрантов из стран СНГ. Как вы знаете, с этими государствами у нас установлен безвизовый режим, который позволяет их гражданам свободно и без объявления цели въезда въезжать на территорию России. А вот далее эта свобода и «бесцельность» играют с ними злую шутку, превращая их в маргиналов, не имеющих возможности адаптироваться в обществе и, как следствие, отторгаемых этим обществом.
- В чем вы видите слабость российского миграционного законодательства?
- По нормам закона, трудовые мигранты должны в течение семи дней встать на миграционный учет, но ввиду отсутствия у многих из них приглашающей стороны, своевременно сделать этого зачастую не могут. Воспользоваться льготным правом на получение разрешения на работу на 90 суток они тоже не в состоянии, так как выдача этих разрешений была прекращена еще в апреле в период массового заезда граждан СНГ и возобновилась почти на исходе текущего года.
Зажатые этими обстоятельствами в «прокрустово ложе», эти иностранные граждане вынуждены либо покупать патенты для работы у физических лиц, либо трудиться нелегально, скрываясь от полиции и миграционной инспекции, опасаясь, что их сдадут, либо кинут недобросовестные работодатели.
Не намного лучше судьба и у тех, кто приобрел патент.
- Кого же привлекает Приморье, каково качество трудовых ресурсов, которые поставляет нам Средняя Азия?
- На этот вопрос предельно ясно ответил муфтий по Дальневосточному федеральному округу от духовного управления мусульман Азиатской части России имам Абдулла в интервью вашему агентству. Вот как он охарактеризовал ситуацию: «Квалифицированные рабочие - люди богобоязненные, с духовным образованием - у себя на родине востребованы, они не безработные, они и там нормально живут. А сюда приезжают чернорабочие, люди, далекие от исламских принципов. Многие из них не молятся, пьют водку, занимаются блудом. А в глазах окружающих они предстают носителями идеологии ислама».
- Что же необходимо предпринять, чтобы возродить былую миграционную привлекательность Приморского края, а не превращать его в маргинальное болото, чтобы ехали к нам люди, с которыми можно и нужно было бы вести работу по их интеграции в российское общество?
- Мы никогда не сможем достичь этой цели, пользуясь инструментарием, заложенным в миграционном законодательстве, основанном на противоречиях свободного, а вернее стихийного въезда и попытками регулирования этого неуправляемого потока уже на территории России.
Нужен механизм регулирования, сочетающий в себе скоординированные действия всех участников на основе четкого разделения функций и обязательности исполнения установленных правил поведения.
- И что же это за механизм?
- В первую очередь, это введение системы организованного набора работников по заявкам работодателей в странах-донорах и въезд этих работников на территорию России по приглашениям работодателей.
Реализация этой системы требует отмены действующих принципов квотирования или вообще отказа от этой процедуры. Посудите сами. На 2012 год общая потребность в привлечении иностранных работников краем определена в количестве 28,7 тысяч человек (в 2011 году - 35 тысяч 263 человека). Доля безвизовиков в этом количестве 2,8 тысяч человек, что почти в два раза меньше, чем в 2007 году, когда объекты саммита еще не начинали строиться. При этом резкое сокращение квоты как-то не вяжется с грандиозными планами строительства в крае после саммита АТЭС, озвученные на очень высоком уровне.
Вместе с тем, исследования, проведенные «Опорой России» совместно с МГУ и ВШЭ, говорят о том, что мелкий и средний бизнес нуждаются в иностранной рабочей силе.
Делая ставку на собственные ресурсы, мы рискуем потерять внешние источники их пополнения. Трудовые мигранты просто переориентируются на другие страны, как это сделали украинцы, белорусы, молдаване.
Да и граждане Поднебесной уже без особой охоты едут к нам. Нам нужно уведомить страны СНГ о резком сокращении квоты, чтобы к нам не ехали люди, не охваченные организованным набором. А иначе мы будем отбирать эти 2,8 тысячи работников из массы людей, уже приехавших в край по принципу, кто успел первым. А остальных куда? Под патенты и на уборку территорий под штрафы?!
- Может ли помочь в решении проблемы проведение всеобщей миграционной амнистии?
- Проведение всеобщей миграционной амнистии должно стать вторым шагом на пути решения проблемы. Результатом этого действия должно стать выявление тех граждан, которые попали в безвыходную для них ситуацию ввиду непреодолимых обстоятельств, но нашли свое место в обществе, то есть, занимаются общественно-полезным трудом, не связаны с криминалом и не представляют опасности для окружающих.
С остальными, не входящими в эти рамки поведения, следует поступить в соответствии с действующим законодательством, то есть, реадмиссия.
Это сложная и кропотливая работа, в которой всем найдется место: органам государственного управления, институтам гражданского общества, религиозным конфессиям и социально ориентированным бизнес-структурам. Без осуществления этих двух шагов бессмысленно говорить о культурной адаптации мигрантов, выискивая тех, кто нужен нашему обществу в мутной воде стихийного миграционного потока.