|
В музее городской скульптуры Петербурга показали, каким мог быть памятник на Менделеевской линии, посвященный великому русскому ученому.
В музее городской скульптуры Петербурга открылась выставка, посвященная 300-летию Михаила Ломоносова, «разумом и науками просвещенному». Больше 40 скульптурных и 20 графических композиций - все это проекты памятника ученому, который когда-то решили поставить на Менделеевской линии. Масштаб выставки оценил корреспондент НТВ Алексей Кобылков. Если перечислять все таланты Ломоносова, понадобится несколько строчек: химик, физик, географ, астроном, геолог, металлург, приборостроитель, художник, историк, поэт... Список неполный, так что 40 проектов с изображением Михаила Васильевича, выставленных в музее городской скульптуры, может, и не так много. Первый конкурс на проект памятника Ломоносову провели в 1961-м. Тамара Александровна Малушина уже тогда для себя определилась: великому ученому не нужны никакие атрибуты, его главное орудие - мысль, и так при нем. Тамара Малушина, скульптор, член Союза художников: «Мы изображаем художников, поэтов, тружеников, а тем более Ломоносова, который являлся мировой фигурой. Я была просто влюблена в него». В этой галерее образов 40 скульптурных работ: Попов, Аникушин, Свешников. Хватило бы, чтобы заставить всю Менделеевскую линию. И, на самом деле, это выставка музея городской скульптуры не просто палитра разных вариантов, а еще и по-настоящему большое соревнование по-настоящему больших скульпторов. Если бы вдруг жюри конкурса решило удивить Ленинград, то первое место в начале 80-х могли бы присудить Константину Симуну. Его памятник Ломоносову - это прозрачный куб из кварцевого стекла. Константин Симун, скульптор: «Во-первых, я не нарушаю улицу. У этого памятника можно стоять пофантазировать: кусок Невы, кусок воздуха. Причем он занимался стеклом». Самое удивительное, что ни в 61-м, ни в 81-м победителя не объявили. То есть разным проектам присуждали и первое место, и второе, но до воплощения дело тогда так и не дошло. Разные варианты не подходили по разным причинам. Вера Рытикова, куратор выставки: «Мне, например, очень нравится работа Ястребенецкого, где Ломоносов изображен за рабочим столом. То есть предполагалось, что памятник будет установлен на низком цоколе на фоне стриженой зелени. Для 1960 года это совершенно необычная по своему художественному решению работа, прорыв во времени. Поэтому она не получила никакой премии». В фартуке, с глобусом, с пером, с тетрадью. Узнаваемый всеми и не столь узнаваемый. Здесь кажется, что Ломоносов все-таки не мог быть одним человеком, хотя на Менделеевской линии поставили в итоге только один памятник.
| |