|
26 ноября в столице откроется выставка работ одного из самых известных мастеров в истории мировой живописи - Микеланджило да Караваджо.
Публика увидит 11 полотен художника. И это по-настоящему беспрецедентный случай. Ни в одной стране ранее не было представлено более двух картин. Один из шедевров - знаменитого «Юношу с корзиной фруктов» - уже показали журналистам.
С этим «Юношей с корзиной фруктов» не получится познакомиться поближе - ближе трех шагов к нему не подпускают карабинеры и непробиваемая витрина. А как он из Италии «собирался» в Москву - отдельная история.
«Рейс был обычный. Но готовили к нему картину несколько дней, - рассказал чрезвычайный и полномочный посол Италии в России Антонио Дзанарди Ланди. - Шедевр Караваджо упаковали в три контейнера, которые размещались один в другом. Контейнеры были герметичными, чтобы всегда поддерживалось оптимальное давление, влажность и температура. А саму картину обложили еще специальной ватой, чтобы защитить от повреждений».
Знаменитый ломбардийский художник Микеланджело Меризи да Караваджо прославился своими религиозными сценами. Нетипичный для него «Юноша с корзиной фруктов» - одна из ранних работ, была написана около 1593 года. Тогда полотно так понравилось коллекционеру Сципиону Боргезе, что он был готов на все, лишь бы завладеть картиной.
«Кардинал Боргезе - основатель знаменитой галереи Боргезе, - уточняет итальянский посол. - В Риме посадил в тюрьму первого владельца этой работы - кавалера Дар Пино, который, кстати, был учителем Караваджо. И выпустил его только в обмен на полотно».
Однако на этом споры и скандалы вокруг «Юноши» не закончились. Засомневались в авторстве. Некоторые полагали, что картина была написана двумя разными художниками.
Уж слишком явный контраст: сдержанно и мягко нарисована фигура мальчика, подробно и точно прописаны цветы и фрукты.
Сегодня принято считать, что такого эффекта и добивался Караваджо. Кстати, за изображение мятых яблок и обкусанных насекомыми листьев живописца называют предвестником фотографии.
«Он открыл реалистическое искусство, он отошел от идеального, утопического образа ренессанса к искусству реальной жизни, - отмечает директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова. - Он совершил огромный переворот. Это мастер-новатор, пророк такой для последующих столетий».
Долгое время работу считали автопортретом. Но доказать этого так и не удалось. Искусствоведы спорили и о том, как этого «Юношу» понимать. Сначала видели в нем образ осени, затем аллегорию вкуса и, наконец, признали метафорой тщеславия - за взгляд поверх зрителя.
Показ картины «Юноша с корзиной фруктов» - пятая встреча цикла «Шедевры из итальянских музеев». Караваджо «приехал» в Москву вслед за Рафаэлем, Бернини, Лотто и Беллини. Полотно будет гостить у нас три месяца. Из итальянского посольства «переедет» в Пушкинский музей, где помимо «Юноши» представят и 10 других работ художника.
Экспозицию «Караваджо, картины из собраний Италии и Ватикана» российские критики уже назвали одним из главных выставочных проектов года.
| |