|
В Москве сегодня открывается выставка фотографии Стенли Кубрика. До того, как стать известным режиссером, он 5 лет отработал штатным фотографом в журнале. Но для искусствоведов эта сторона его творчества долгое время оставалась неизвестной. Кубрик даже сам забыл, где хранятся негативы его работ. А это более 12 тысяч снимков послевоенной Америки.
Трое мужчин позируют на фоне циклотрона с абсурдным названием «Вифлеем». Будто кадр из черной комедии Стенли Кубрика - «Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу». А вот, казалось бы, сам Доктор Стрейнджлав - в темных очках, как на экране. На самом деле культовый фильм будет снят только через четверть века. Будущему режиссеру-легенде пока нет и 20. Он снимает репортаж о Колумбийском университете. Но уже ищет сюжеты для будущих кинолент.
В 17 лет Стенли Кубрик не смог поступить в тот же Колумбийский университет. Вместо этого он продал три своих любительских снимка в журнал Look. За это получил гонорар в 30 долларов. А уже через год он стал штатным фотографом этого престижного американского издания с тиражом в три миллиона экземпляров. В номере за август 1948 года, например, выходил его репортаж из Португалии.
Стенли Кубрик вел предельно закрытый образ жизни, практически не давал интервью и - в последние годы - не появлялся на публике, что дало повод авантюристам выдавать себя за него. О том, что до того, как стать режиссером, Кубрик 5 лет проработал в журнале Look, долгие годы не было сказано ни в одной из его биографий.
«Все знали, что Кубрик делал фотографии. И никто их не видел. По крайней мере, последние 50 лет. И все искали. Ну, я искала, как минимум, лет 12. Но не я одна искала. Оказывается, наш любимый коллега, немецкий куратор этой выставки - он тоже искал. Ему повезло больше», - говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Искусствовед Райнер Кроне позвонил Стенли Кубрику в 1999 году. Режиссер заканчивал свой последний фильм - «С широко закрытыми глазами», и, возможно, чувствуя скорую кончину, впервые рассказал о своих снимках.
«Он очень хорошо выстраивает историю. Потому что в истории всегда есть то, что должно быть в хорошем сценарии. Есть завязка, есть кульминация, есть развязка», - рассказывает Ольга Свиблова.
«Первый снимок показывает Микки, который лезет через забор. Зачем он лезет, мы не знаем. Следующее фото - с семьей. У Микки девять братьев и сестер. Чтобы помочь им, он вынужден подрабатывать. Вот белье в прачечную относит. Абсолютно постановочный кадр. Если приглядитесь, увидите, что у мальчика стрижка за 13 долларов. Кубрик настоял на этом», - рассказывает в свою очередь искусствовед, куратор выставки Райнер Кроне.
Через три года работы в Look в объективе Стенли Кубрика уже знаменитости. Актер Монтгомери Клифт пускает его в свое личное пространство - результатом стала «домашняя» серия. Леонард Бернстайн позволяет сфотографировать себя не с дирижерской палочкой - с клюшкой для гольфа.
Все эти снимки действительно - как эскизы к фильмам. Первая проба света, композиции, костюмов. Поэтому и в образе восходящей звезды Бетси фон Фюрстенберг, сидящей на подоконнике, с первого взгляда угадывается «Лолита».
| |